В образах, которые воплощают на сцене ученики театрального отделения февральской детской школы искусств, корреспонденты АП без труда узнали персонажей сказки Леонида Филатова «Про Федота-стрельца». Специально для нас юные актеры сыграли внеочередной двухчасовой спектакль, хоть и не совсем детского содержания, но со всей своей детской искренностью и искрометным талантом.

История вне времени

Профессионально сшитые костюмы, постоянно меняющиеся декорации, кулисы — здесь все по-взрослому. Поэтому и сами школьники, выходя на сцену, неопытными себя не чувствуют. Они — актеры, которых обучают по системе Станиславского. Грим, сценическая речь, пластика и хореография — кажется, им подвластно все.

— Верьте аль не верьте, а жил на свете Федот-стрелец, удалой молодец... — вместо скомороха-потешника популярную сказочную историю со сцены начинает рассказывать бойкая семиклассница Диана Кратова... — Не в парше, не в парче, а так — вообче.

Заменить старорусского скомороха на нашу юную современницу в цветастом платье — единственное отступление от оригинального сценария, которое позволила себе режиссер спектакля Галина Лебедева. Остальное — без сокращений и других вольностей. И ничего, что сказка долгая, а артистам приходится порой жертвовать своим «театральным» временем на подготовку к контрольным или зубрежку формул. Взялся за классика — умей держать марку!

— Скомороха-потешника мы заменили рассказчицей не случайно, — объясняет Галина Андреевна. — Ведь действие сказки происходит несколько веков назад, а события, которые в ней описываются, актуальны и в наше время. По сути, в отношениях между людьми ничего не изменилось с тех пор, и наша рассказчица — это мостик между двумя разными поколениями. Диана хорошо справляется: видите, какая эмоциональная получилась у нас героиня!

Мальчик-бабушка

Другие персонажи так же — один колоритнее другого. Царь — истеричный самодур, генерал — подленький, трусливый лизоблюд, Маруся — кроткая девушка-голубка. Украшение спектакля — Баба-яга. Роль немолодой колдуньи досталась десятикласснику Алексею Урванцеву. Точнее, не досталась, а сам добыл: пришел и у всех отобрал.

— Я не учусь в школе искусств, — признается Алексей. — В школе на мероприятиях всегда был на сцене, а на спектакли этого театра приходил как зритель. Когда узнал, что будут ставить «Федота-стрельца», неожиданно решил: я тоже буду в нем играть, и только Бабу-ягу!

Упорство сработало: Алексея взяли. Теперь он — звезда местного масштаба. Впрочем, сам он уверен, что это только пока. В будущем «Баба-яга» надеется покорить своим талантом большую сцену.

— После школы буду поступать в театральное, — мечтает Алексей Урванцев. — Сначала стану на всю страну известным, а потом и за границей.

«Царь» — Сергей Кононыхин и «посол» — Сергей Савочкин тоже грезят о свете настоящих софитов. Савочкин признается, что видит свою дальнейшую жизнь, только связанную с искусством. Кононыхин же, хоть и имеет солидный для своего возраста творческий опыт, пока раздумывает.

— Вообще-то я мечтаю президентом стать, — полушутя-полусерьезно заявляет Сергей. — Пока вот тренируюсь на сцене. Царственные особы — это мое амплуа. Королем был, царем — тоже. Характер каждого персонажа я стараюсь найти сам, ни с кого не копировать. Цари — тоже люди, и у каждого свои странности. Царь из «Федота», например, у меня злой и вредный получился. Да я ведь и в жизни такой бываю.

А вот исполнитель роли Федота Арсений Прохоренко, наоборот, говорит, что его сцена сделала галантным и уравновешенным. С первого дня парню достаются исключительно романтические герои. Привык и уже не представляет себя в другом амплуа, да и в личной жизни такая сценическая практика помогает.

— Стараюсь у своих персонажей учиться хорошему, девушки стали чаще внимание обращать, — немного смущается Арсений. — Вот только иногда чувствую: заигрываюсь с ними. Приходится ставить себя на место.

Образ «от пуза»

— За часы театрального действа юные актеры настолько вживаются в роли, что порой ко мне приходят родители с просьбой «раскодировать» их детей, — удивляет Галина Лебедева. — Сегодняшняя «нянька» Эля Ахмедова, например, в предыдущей постановке была Бабой-ягой. Так ее мама однажды взмолилась: «Дайте ей другую роль!» Девочка стала вести себя как ее персонаж и дома, и в школе.

Творческие муки преследуют юных артистов. Иногда вживание в образ бывает долгим и сложным. Никита Трусевич своего «генерала» буквально выстрадал. Понять и воплотить свой персонаж он не мог до тех пор, пока не нашел самую главную деталь образа — накладной живот, который непременно нужно почесывать, чтобы роль удалась. И таких примеров творческих исканий — масса.

Но все мучения когда-нибудь заканчиваются. Успешными выступлениями, аплодисментами, пятерками по спецпредметам и новыми творческими планами. И не важно, на всю жизнь или на ближайший театральный сезон, который может стать последним, а может положить начало большому актерскому пути.

Мнение

Галина Лебедева

Преподаватель детской школы искусств, руководитель и режиссер театральной студии «Софит»:

— Цель нашего театра — не научить детей быть профессиональными актерами, а научить ориентироваться в жизни, мыслить, привить главные человеческие ценности. Когда мы обсуждаем пьесу, мы характер каждого персонажа разбираем по полочкам, прорабатываем его образ, додумываем его историю, объясняем себе причины его поведения. Зачастую для этого приходится обращаться к жизненным примерам, к реалиям нашего общества. Пропуская через себя пьесы, ребята формируют в себе определенные моральные качества, становятся духовно богатыми людьми.

Досье АП

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Февральская детская школа искусств» было основано в 1978 году как музыкальная школа, в которой было два отделения: народное и фортепиано. В 2003 году в дополнение к ним открылось эстетическое отделение, в 2005-м — театральное, в 2006-м — художественное. В 2007 году музыкальная школа была переименована в школу искусств. Сегодня в ней работают пять преподавателей и обучаются 76 детей. Учащиеся театрального отделения могут поступить на четырехгодичный или семилетний курс обучения. В процессе обучения детям преподают 8 специальных предметов, аналогичных тем, что изучают студенты театральных училищ.

Цифра

24 раза меняются декорации в спектакле «Про Федота-стрельца»

Возрастная категория материалов: 18+