Больницы не обеспечивают в полной мере излечение больных. Даже тех, кто находится в стационаре.Больницы не обеспечивают в полной мере излечение больных. Даже тех, кто находится в стационаре.

Деньги надо потратить с умом

Среди участников актуальной встречи, которая прошла под эгидой регионального отделения партии «Единая Россия», были также представители депутатского корпуса, исполнительной власти муниципалитетов и разных политических партий.

Тема, которая всех объединила, более чем актуальна. Речь о судьбе амурского здравоохранения, которое стоит на пороге судьбоносных событий.

— 5 миллиардов рублей с лишним будет вложено в амурскую медицину за два ближайших года. Средства для нашего регионального здравоохранения огромные. И они должны быть потрачены с умом, — сказал Александр Башун, председатель Законодательного собрания области.

Реформы назрели давно. Они нужны. Без модернизации наше здравоохранение не сможет двигаться вперед, не сможет развиваться. Но предстоящие перемены — реструктуризация, оптимизация, пугают медицинский персонал многих больниц и поликлиник.

— Это происходит из-за неосведомленности об истинных мотивах модернизации и непонимания основных механизмов реформ в здравоохранении, — сделал вывод лидер амурских единороссов Александр Башун. — Поэтому мы и собрали сегодня всех главных врачей, чтобы разъяснить, что ждет впереди их лечебные учреждения и коллективы.

Слово взял министр здравоохранения области Алексей Спирин. Его выступление было обстоятельным и убедительным. Алексей Васильевич во всех подробностях рассказал о программе модернизации здравоохранения Амурской области, которую региональным властям удалось недавно защитить в Правительстве РФ. К слову, представлял программу в Москве лично наш губернатор Олег Кожемяко. И она получила в правительстве самую высокую оценку.

Шаг вперед

Вторая половина 2000 годов ознаменовалась серьезными финансовыми вливаниями в систему российского здравоохранения. Не осталась без внимания и наша Амурская область. В рамках национального проекта «Здоровье» мы получили более полутора миллиардов рублей. Это позволило увеличить численность медицинского персонала лечебных учреждений, реализовать профилактические программы, провести иммунизацию населения и, главное, поставить в область самое современное диагностическое оборудование.

— По сути, нацпроект не дал умереть амбулаторно-поликлиническому звену. При этом сколько-нибудь серьезных успехов в плане улучшения демографической ситуации не удалось добиться, — констатировал Алексей Спирин. — Сегодня идет 2-й этап широкомасштабных реформ. Он определяется как модернизация здравоохранения. Мы переходим на совершенно новый уровень оказания медицинской помощи, связанный с порядками и стандартами. Сегодня существует 700 стандартов 20 порядков оказания медпомощи. Но к 1 января 2011 года ни одно лечебно-профилактическое учреждение не смогло выполнить хотя бы один порядок.

Министр привел в качестве примера перечень стандартов при оказании медпомощи больным пневмонией.

— Посмотрите на этот слайд. Видите, сколько пробелов? Это говорит о том, что мы не обеспечиваем в полной мере излечение больных. Даже тех, кто находится в стационаре. По сути, мы создаем условия для формирования хронических болезней. А это стандарт по инфаркту миокарда. Зеленый цвет — это те параметры, которые мы не выполняем. Примером надлежащего качества лечения являются сосудистые центры — в областной больнице и трех муниципальных — в Благовещенске, Райчихинске и Свободном.

Все не раз слышали про «золотой час». Если поставили диагноз или есть подозрение, к примеру, на острый инфаркт миокарда, то такого пациента должны немедленно доставить в высокотехнологичный центр. Но никто не знает, сколько было сломано копий амурским минздравом поначалу — когда ЛПУ не хотели направлять таких больных в центры. Всем понятно почему: отказ от госпитализации таких больных для больниц означал уменьшение финансирования. Сегодня уже другие подходы. И это спасет не одну человеческую жизнь, а кого-то убережет от инвалидности.

ЛПУ сокращать не будут

При работе над программами модернизации, реформирования здравоохранения в Амурской области провели широкий аудит. По сути, был составлен паспорт каждого лечебного учреждения, проведена инвентаризация основных фондов. Чего добились? Во-первых, определили факторы, которые сегодня являются сдерживающими в развитии оказания медицинской помощи в соответствии с требованиями населения. Министр не просто перечислил их все, но и дал подробные разъяснения.

— Сегодня штатные структуры лечебных учреждений не соответствуют потребностям. У нас масса самостоятельных ЛПУ, при этом они обслуживают всего 10, а то и меньше тысяч прикрепленного населения. А 12 участковых больниц вообще имеют прикрепления от 3,5 до 5,5 тысячи человек. Мы никогда в соответствии с утвержденными нормативно-правовыми актами не обеспечим оснащение этих лечебных учреждений современным оборудованием. И главное — никогда не решим там кадровую проблему. Потому что на это население не положены ставки невролога, эндокринолога и других узких специалистов. А поэтому надо честно признать: мы никогда не сможем оказать там качественную медицинскую помощь людям.

Но сегодня цель, которую преследует министерство, — не сокращать лечебные учреждения, а перестроить их работу по принципу межмуниципальных медицинских центров. И все маломощные ЛПУ должны войти в состав центров.

При этом ни одно ЛПУ не будет закрыто. Это, как заверил министр, вопрос принципиальный.

О доступности лечения

Шаговая доступность первичного приема, чего так боятся люди, не изменится в связи с модернизацией — особо это касается сельских территорий. 

 Новации коснутся только организации работы ЛПУ.

— В труднодоступных территориях сознательно будем держать избыточные койки и даже избыточный персонал. Потому что мы отчетливо понимаем: сегодня дорожно-транспортная инфраструктура не обеспечит своевременное прибытие бригады к больному и не обеспечит возможности уложиться в «золотой час» при острой патологии. Мало того, мы будем укреплять экстренную службу в труднодоступных территориях. В том числе оснащать современным оборудованием операционные, реанимации и отделения родовспоможения, — заверил министр. — Износ оборудования во многих ЛПУ составляет 70—90%. Поликлиники у нас еще более-менее оснащены оборудованием, но в стационарах ситуация достаточно сложная. Поэтому в программе модернизации серьезное внимание уделяется укреплению материально-технической базы стационаров.

Сюда, по словам Алексея Спирина, будут поставлять оборудование, уже направленное на массовое исследование, — высокотехничное, позволяющее более точно определить патологию.

Внедряли трудно — привыкли быстро

Все знают пословицу: не дай вам бог жить в эпоху перемен. Любые реформы люди воспринимают с опаской. Это всегда трудности, недоверие. Пример — работа открытых недавно сосудистых центров.

Сегодня даже смешно говорить, что еще три месяца назад, когда центры только организовывали, работникам мин-

здрава приходилось использовать административный ресурс для внедрения телемедицины. Прошло всего ничего, и сегодня врачи не могут без нее обойтись.

— Врачи в районах теперь получили возможность своевременно, в режиме он-лайн получать квалифицированную консультацию у ведущих областных специалистов. На прошлой неделе случился сбой, так все перепугались: как это так? — привел убедительный пример Алексей Васильевич. — Хорошее подчас приживается трудно, но к нему привыкают быстро.

Перекосов быть не должно

Сегодня наряду с финансовым дефицитом у нас налицо несбалансированность территориальных программ. Есть перекосы в оказании медпомощи. И это достаточно серьезный ресурс для более рационального использования бюджетных средств.

— Да, очень много вопросов к тому, как мы распределяем задания, — согласился Алексей Спирин. — Мы делаем это, учитывая численный состав и показатели смертности населения. Но вместо того чтобы использовать другие механизмы, некоторые главврачи торопятся предупредить персонал о сокращении. Я хочу, чтобы и простые люди, и медработники, а главное — руководители лечебно-профилактических учреждений поняли: нам надо во что бы то ни стало сохранить кадровый потенциал. И я сделаю для этого все возможное.

Основные направления модернизации

В рамках программы модернизации планируется серьезно укрепить материально-техническую базу лечебных учреждений.

Новое современное и высокотехнологичное оборудование будет поступать в стационары области. Пять больниц области ждет капитальный ремонт, еще семь — текущий. Кроме того, достроят поликлиники в Завитинске и Серышеве. Новое ЛПУ появится и в Шимановске.

Планируется внедрять информационные системы и стандарты оказания медицинской помощи. В рамках программы модернизации здравоохранения область получит из федерального бюджета 3,7 миллиарда рублей. Еще порядка 1,5 миллиарда поступят по другим проектам (онкологическая программа, помощь пострадавшим в ДТП, развитие перинатальной службы и другие).

В общей сложности Амурская область, благодаря программе модернизации, должна освоить около 5,2 миллиарда рублей.

Мнения

Владимир Доровских

Председатель совета ректоров амурских вузов:

— Говоря о реформировании и, самое главное, о модернизации здравоохранения, совершенно забыли о главной составляющей — о процессе подготовки кадров. Ни один институт, университет или академия не получили ни рубля на приобретение современного оборудования, которое позволит подготовить специалиста к тем условиям, в которых он должен будет работать после модернизации. Мы учим врачей на аппаратуре, которая, мягко говоря, морально устарела, а работать им придется совершенно по-другому. Российское правительство, к сожалению, не выделило на это денег. Хотелось, чтобы региональные органы компенсировали этот недостаток.

Владимир Путин

Председатель Правительства РФ, лидер партии «Единая Россия»:

— По системе здравоохранения очень много проблем. И то, что люди недовольны качеством предоставляемых услуг, — это объективное недовольство. Там, действительно, недофинансирование было хроническим все эти годы. Сейчас мы начинаем осуществлять программу модернизации здравоохранения, где должны быть изменены стандарты, а в этих стандартах заложены средства, которые будут направляться на оплату труда самих медработников. И увеличение там достаточно неплохое. Нужно только сделать так, чтобы распределение этих средств внутри системы было социально справедливым. У руководителей медицинских учреждений может быть зарплата 80 тысяч, 90—100 тысяч рублей, а у врача-специалиста 17—19 тысяч, у младшего медперсонала еще меньше. Поэтому у нас огромный дефицит медицинских кадров. И я очень рассчитываю на то, что, когда мы будем эти деньги направлять, внутри системы будет справедливое распределение средств, в том числе и на оплату медицинского персонала.

Возрастная категория материалов: 18+