С наступлением тепла дорога должна стать большой строительной площадкой.С наступлением тепла дорога должна стать большой строительной площадкой.

В Амурской области в надлежащее состояние предстоит привести более 200 километров трассы. На дорожном строительстве будет задействовано около тысячи амурчан.

Тракт с верблюдами

Тракт, соединяющий Транссиб с Центральной Якутией, был построен в 1928 году. На первом этапе он стал связующей нитью между железной дорогой и золотодобывающими предприятиями в районе Алдана, где были обнаружены большие запасы драгметалла. Чтобы добраться от Невера до Алдана, требовалось несколько дней, а в качестве извозчиков в то время использовали верблюдов. По сути, тогда дорога представляла собой тропу. В середине 70-х годов Амуро-Якутская автомобильная магистраль сыграла решающую роль в строительстве Байкало-Амурской магистрали: именно по АЯМу начали поступать первые грузы в Тынду из Большого Невера, который расположен на Транссибе. 170 километров автодороги превратились в оживленную трассу: самосвалы, тралы, автобусы один за другим курсировали между двумя поселками. Позже такое же движение началось и на север, в сторону будущей столицы угольщиков Якутии города Нерюнгри.

В 70—80-е годы дорога «Лена» частично подверглась реконструкции: ряд участков спрямили, заменили несколько деревянных мостов, заасфальтировали подходы к крупным населенным пунктам — Тынде, Нерюнгри, Алдану, Якутску. Но в большинстве своем дорога по-прежнему напоминала больше тропу, нежели трассу федерального значения. Тем временем нагрузка на автодорогу возрастала, к тому же на линию все чаще выходили автомобили с большой нагрузкой на ось, что ухудшало и без того плохое состояние дороги, особенно летом. То на одном участке, то на другом трасса превращалась в непроходимое направление. Из-за дождей и оттаивания верхнего слоя почвы дорога начинала «плыть», и автомобили оказывались заблокированными в месиве грязи.

Смена категории

Ситуация кардинально изменилась в 2010 году, когда премьер Владимир Путин в ходе поездки по федеральной трассе «Амур» заявил, что строителям не стоит отчаиваться — работы по сооружению дорог на Дальнем Востоке продолжатся. Так, на реконструкцию дороги «Лена» на первом этапе выделяется более 5 миллиардов рублей. В прошлом году ФГУ «Дирекция строительства дорог «Дальний Восток» провело 12 конкурсов, в которых участвовали практически все строительные компании, работавшие на сооружении дороги от Хабаровска до Читы. Это «БАМстроймеханизация», ООО «БРУС», «Стройсервис», «Икат+», «Камдорстрой», ОСРП «Дороги Саха».

— Нам предстоит выполнить комплекс работ — от отсыпки земельного полотна и строительства мостов до укладки асфальтобетона, то есть, по сути, построить дорогу заново, — рассказывает представитель одной из строительных компаний. — Работы здесь хватит всем, объемы очень большие как для механизаторов, так и для мостовиков.

В первую очередь строители выходят на участки, которые в 90-е годы уже начинали реконструировать. Основной объем работ приходится на 150-километровый участок — от развязки с трассой «Амур» возле Большого Невера до пригорода Тынды. В 80-е годы было реконструировано 15 километров дороги до столицы БАМа и 90 километров — на север, практически до границы с Якутией. Эти участки в нескольких местах были спрямлены и заасфальтированы. В годы активного развития Тынды предполагалось построить обходной участок федеральной трассы, минуя центр города. Но позже от этого проекта отказались.

— Конечно, в районе Тынды дорога в более или менее нормальном состоянии. Но и здесь трасса нуждается в реконструкции. Хотя сейчас нужно отремонтировать сложные участки между Тындой и Соловьевском, — подчеркивают в ООО «ДЭП-123».

Первый этап работ рассчитан до 2015 года. К этому времени дорога должна превратиться в асфальтированную трассу с металлическим барьерным ограждением. Строителям предстоит заново отсыпать земполотно, уложить десятки водопропускных труб и смонтировать несколько мостов через малые реки. Особенно сложный участок проходит через Яблоновый хребет, который начинается за Соловьевском. Здесь дорога представляет собой серпантин крутых подъемов и спусков. Чтобы «смягчить» рельеф трассы, строителям предстоит выполнить буровзрывные работы. После реконструкции «Лены» поднимется ее категория с 4-й до 3-й — как и у трассы «Амур».

Асфальт до Якутска

Сейчас компании, выигравшие конкурсы, ведут подготовительные работы — с наступлением тепла дорога должна стать большой строительной площадкой. За каждым предприятием закреплен определенный отрезок дороги. Так, например, базирующееся в Тынде ОАО «БАМстроймеханизация» будет вести реконструкцию участка 151—155-й км, ООО «Брус», работающее на строительстве трассы «Амур» в Сковородинском районе, возьмется за дорогу в районе Соловьевска, мостовикам предстоит отремонтировать многие искусственные сооружения.

Предприятия обустраивают базовые поселки вблизи Соловьевска и Тынды. Большинство рабочих — жители Приамурья, они будут трудиться вахтовым методом. Сейчас решаются вопросы поставки строительных материалов. Так, щебень для производства асфальта планируют брать с завода Курьян, комплектующие для мостов будут производить на ООО «Мостовые конструкции» в Тынде, обеспечивать взрывные работы — группа компаний «Взрывпром», тоже из столицы БАМа. В целом этот проект обеспечит работой более тысячи амурчан. При этом в Дирекции строительства дорог «Дальний Восток» подчеркивают, что по территории Приамурья проходит лишь четверть Амуро-Якутской магистрали — основные работы развернутся в Республике Саха (Якутия). Здесь дорога находится в наиболее плачевном состоянии. Поэтому амурчане будут работать и на реконструкции дороги в соседнем регионе.

— Ставится вопрос об изменении сроков финансирования работ по реконструкции федеральной дороги «Лена». Сегодня основной объем средств запланирован на 2013—2014 годы, подрядчики наоборот, чтобы ускорить темпы строительства, предлагают выделять больше денег в 2011—2012 годах, — объясняют строители. — В дирекции этот вопрос обещали рассмотреть во втором квартале этого года.

Если проект удастся полностью реализовать, то уже через несколько лет дорога от Тынды до Большого Невера займет чуть больше часа против сегодняшних трех часов, а от Якутска до федеральной трассы «Амур» можно будет добраться всего за 10 часов. Сейчас на такой вояж уходит больше суток.

Мнение

Владимир Путин

Председатель Правительства РФ, лидер «Единой России»:

— Нам нужно наводить порядок на трассе «Лена», которая идет на Якутск и от Якутска до Магадана. Вот на два этих участка мы выделяем более 10 миллиардов рублей. А в целом на реконструкцию дорог Дальнего Востока в 2011—2013 годах предусмотрено финансирование в размере 40 миллиардов рублей. Это говорит о том, что работы здесь хватит надолго и рабочие места дальневосточникам будут гарантированы.

Возрастная категория материалов: 18+