Юрий Гагарин всего на год старше дочери Королева. Отношение к нему было отеческим.Юрий Гагарин всего на год старше дочери Королева. Отношение к нему было отеческим.

 


Исповедь об отце


Мое знакомство с Натальей Сергеевной состоялось на торжественном совещании, посвященном столетию советской героини Валентины Гризодубовой, куда Наталья Королева пришла еще раз выразить свою признательность. Легендарная летчица, благодаря своему авторитету и смелости, вытащила репрессированного конструктора с Колымы и тем самым спасла его от неминуемой гибели.

 

Маленькая хрупкая женщина, нареченная отцом в честь толстовской Наташи Ростовой, сразу очаровала огромную аудиторию. Она зачитывала присутствующим страницы из своей трилогии «Отец», изданной к столетию Сергея Королева. Документы, факты и фотографии любящая дочь собирала несколько десятилетий. Эта книга — художественный сплав документальной хроники, строгого исторического исследования и личной исповеди.


— Наталья Сергеевна, о генеральном конструкторе Сергее Королеве и в России, и за рубежом написано много книг.

Почему вы решили взяться за перо?
— Книгу об отце я задумала написать после его смерти: 14 января 1966 года он умер на операционном столе в возрасте 59 лет и двух дней. Много документов было у нас дома: личные вещи, письма. Изначально мне хотелось написать документальную книгу, чтобы там было все максимально достоверно. Ради этого я перелопатила все возможные архивы. Мне разрешили сделать копии с его уголовного дела. Я летала в Магадан на Колыму, именно на тот прииск, где в 1939 году он вместе с другими заключенными добывал золото. Встречалась с бывшим врачом Татьяной Репьевой.


— Она вспомнила человека, благодаря которому мы оказались первыми в космосе?


— Нет, конечно. Все бритые, изможденные. На одно лицо. Лекарств никаких. Врачи разводили марганцовку и давали ее пить от головной боли, кашля, температуры, болей в животе. Приносили из дома сырую картошку: ее соком спасали от цинги. Даже в 1991-м Татьяна Дмитриевна рассказывала об этом шепотом, постоянно оглядывалась: «Не надо записывать, я ведь подписку дала...»

 

Вместо друзей — звери


— Вы помните тот день, когда арестовали отца?


— Ведущего инженера, специалиста по ракетным самолетам Сергея Королева арестовали 27 июня 1938 года как «участника антисоветской троцкистской вредительской организации». По тем временам это чудовищное обвинение тянуло на высшую меру. Всю ночь шел обыск. Я тогда находилась на даче с бабушкой, мне было три года. Я не знала, что он арестован. Этот факт от меня скрывали. Мне говорили, что папа летчик, он находится в армии на ответственном задании. Поэтому с нами не живет. Однажды мальчик, с которым я играла во дворе, сказал мне: «Моя мама не разрешает с тобой водиться, потому что твой папа арестован». Хотя ни он, ни я не знали, что это такое. Я прибежала к маме вся в слезах. Она расстроилась и сказала: больше во двор не ходи, гуляй с бабушкой в зоопарке. Мы тогда жили очень близко от него. Как-то раз в 1940 году мама взяла меня на свидание в Бутырскую тюрьму. Мне тогда было пять лет, и я не знала, что это тюрьма. Я увидела, как из-за другой двери вышел мой отец в сопровождении охранника.


— Вы узнали его?


— Узнала, потому что в доме находились его фотографии. Один из портретов висел прямо над моей кроватью. Об отце мне говорили всегда. Мама даже покупала детские книжки и сама их подписывала: «Наташеньке от папы». Писала она печатными буквами, чтобы я не могла узнать ее почерк. И вот я подбегаю к отцу, я прекрасно осведомлена, что он летчик, водит большой самолет, оглядываю тесный дворик и кричу: «Папа, папа, как ты мог сесть на этом маленьком дворе». Тут сопровождавший его охранник усмехнулся: «Эх, девочка, сесть-то сюда легко. А вот выйти отсюда очень трудно». В 1944 году, когда мне исполнилось 9 лет, он был освобожден. 7 сентября 1945 года его отправили в Германию. Потом мы с мамой приехали к нему. Это, наверное, были самые счастливые годы в моей жизни.


— Сергей Павлович когда-нибудь рассказывал вам об ужасах ГУЛАГа?


— В ноябре 1944 года, когда он впервые после освобождения приехал в Москву, то всю ночь рассказывал бабушке и маме о допросах, судах, тюрьмах, лагере, «туполевской шараге»... А когда выговорился, попросил: «Больше никогда не спрашивайте. Хочу все забыть как страшный сон». Лично я от него несколько раз слышала фразу «Я ненавижу золото». А моя бабушка говорила, что он родился под счастливой звездой. Недаром любимым романсом моего отца был романс «Гори, гори, моя звезда».


И на Марсе будут яблони цвести


— Каким человеком был ваш отец?


— Вы знаете, у него была необыкновенная целеустремленность и сила убежденности в правильности, в нужности того дела, которому он посвятил свою жизнь. И люди верили ему и шли за ним до самых последних дней его жизни. Еще в детские и юношеские годы он поставил своей целью покорение неба. Его первый планер был сконструирован в 17 лет и был признан годным к постройке. А в 1930 году он уже создал собственный планер «Красная звезда», на котором собирался совершить две мертвых петли. Но не смог. Заболел брюшным тифом. За него это сделал другой. Сергею Королеву предрекали хорошее будущее авиационного конструктора, но он уже тогда познакомился с работами Циолковского и загорелся идеей покорения космоса на ракете.


В 1945 году мне было 10 лет, и я тогда увлекалась Жюль Верном, читала его книгу «Из пушки на Луну». Отец увидел это и заявил, что через 25 лет человек будет на Луне. Я ответила, что это совершенно невероятно, даже при нашей жизни этого никогда не будет. А он сказал: запомни этот день и этот час, и это обязательно произойдет. Ровно через 24 года в июле 1969 года американский аппарат «Аполлон-11» высадился на Луну.


— Отец был «засекреченным» человеком. Это не мешало вам общаться?


— Я знала, чем занимается мой отец, но он мне строго-настрого наказал: «Если тебя будут спрашивать, говори, что я инженер». Это слово я писала во всех анкетах. Жил он в своем доме в Останкино, окруженном цепью охраны. К ней он относился крайне отрицательно. Считал, что в один прекрасный день за ним снова придут.


14 апреля 1961 года Москва встречала Гагарина. Это было просто стихийное движение. Я вместе с людьми шла к Красной площади. Кто-то из людей задал вопрос: «Интересно, а кто этот главный конструктор, который запустил Гагарина в космос?» Сердце наполнилось гордостью, и мне так хотелось закричать, что это сделал мой отец.


Кстати, главный герой на этот праздник не попал. Когда он вышел из машины, его чуть не затоптала толпа. Его тут же посадили обратно и отправили домой. Это знаковое событие он смотрел по телевизору. Затем в один из последующих дней космонавтики он пришел в Кремль на торжественное заседание. Один из охранников заметил: «Товарищ, эти места только для тех, кто имеет непосредственное отношение к этому событию».


— Говорят, что у Сергея Павловича к Гагарину было особое, отеческое отношение. И на месте гибели Юрия Алексеевича нашли фото Королева. Сегодня вы поддерживаете отношение с космонавтами?


— Да. 12 января, в день рождения отца, я собираю у себя на квартире людей, которые работали с ним. Они стали настоящими друзьями и для нашей семьи. С женой Юрия Гагарина Валентиной мы встречаемся и перезваниваемся. Королев, Курчатов и Валентина Гризодубова родились в один день — 12 января, но в разные годы. А я сама — 10 апреля, за два дня до первого полета человека в космос. Вот и не верь после этого в магию чисел. А может, это звездная судьба?..

Домашний музей


Одна комната в квартире Натальи Королевой переоборудована в музей. Самые дорогие экспонаты — личные вещи великого конструктора: карандашница, сделанная из корпуса гранаты; бинокль, чернильный прибор; пластинка, которую Сергей Павлович купил в день ареста; копия иконы Христа Спасителя — ею в 1914 году дедушка и бабушка благословили его на учебу. Здесь и медная кружка — горькая память о Магадане и меховые, все в масле, перчатки, в которых Королев испытывал на Байконуре свою знаменитую ракету Р-7. Бережно хранит дочь и модели планеров, выточенные молодым конструктором. Когда его пришли арестовывать, мать уберегла раритеты, сказав, что это детские игрушки.

Досье АП
Наталья Королева — профессор кафедры госпитальной хирургии № 1 лечебного факультета Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Опубликовала более 200 научных работ, имеет три авторских свидетельства на изобретения. Наталья Сергеевна — член Европейского респираторного общества, член-корреспондент Кубинского общества хирургов, академик Академии космонавтики им. К. Э. Циолковского. Талантливый писатель и мать троих детей.

Возрастная категория материалов: 18+