Глобальная тусовка творческой интеллигенции из Франции, Канады, Колумбии, Японии, Греции, Китая и России снова прошла при полном аншлаге, однако при практически полном отсутствии связи — подвел местный провайдер. Наблюдали за созданием полотна под аккомпанемент французских музыкантов корреспонденты АП.

 Пока художница подготавливала холст, а группа поддержки —  аппаратуру, на сцене выступали юные таланты из БГПУ. Зрителей разогревали песнями на русском, английском и, конечно же, французском языках, положенными на разную музыку. Не ахти какой звук (подключать инструменты «в линию» было неактуально еще в девяностых) особенно бил по ушам во время выступления некоей панк-команды. Ну да ладно — все свои: многие из собравшихся были студентами организатора перфоманса с российской стороны, начальника ресурсного центра французского языка БГПУ Ольги Кухаренко. Были и те, кто присутствовал на мероприятии незримо: через IP-камеру, транслирующую видео на сайт заведения, за мероприятием следили из Москвы, Екатеринбурга и Хабаровска.

Стоит заметить, что прошлогодний опыт организаторы явно учли. Поскольку по местному времени концерт начинался в 4:30 утра, рюмочную все же закрыли по графику — в 2 часа — и снова открыли в 3:30. Если в прошлом году к началу шоу отряд, набиравшийся часов с 20, в силу понятных причин не заметил потери многих бойцов, в этом — к началу вечеринки все были как огурчики. Да и случайных зрителей это порядком отсеяло. Даже официантов на ночь отпустили домой, оставив за барной самого опытного из них — Алексея. Очереди к нему стояли, как на закате СССР, но он вроде справился.

В час икс на сцену вышла местная ведущая попросила выключить все Wi-Fi-сосущие устройства — нужно было освободить и без того узкий канал для связи с Францией и иже с ними. И вроде бы все вняли просьбе, и вроде бы техническая составляющая перфоманса тестировалась загодя, но именно тогда, когда этого не ждал никто, на экране все замерло. Та же беда была со звуком. Раз в минуту на подсвеченном полотне дергались французские гитарист и саксофонист, а из колонок лились «Смысловые галлюцинации». Ирония в чистом виде. Призванная вдохновлять художников музыка до адресатов в России добраться не могла.

 — Все в порядке, мы их не видим, но они видят нас, — успокаивал публику в микрофон начальник управления международного образования и сотрудничества БГПУ Николай Кухаренко.

 Рядом взволнованно переписывалась через Skype с французами его жена — Ольга Кухаренко. Неподалеку от чего-то все время улыбался лидер регионального отделения партии «Правое дело»  Сергей Кухаренко. Семья.

 — А что, настоящий перфоманс, все не по плану, — заметил известный в узких кругах путешественник и китаефил Михаил Кобзарь.

 Из толпы доносились предложения протянуть к ноутбуку провод, а Wi-Fi-роутер отключить, но по каким-то причинам сделать это было невозможно.

 Художница же всю эту мирскую суету пропускала мимо ушей — в них были наушники-капельки. Как позже сказала Татьяна Ядыкина, она вдохновлялась на создание картины песнями с альбома «Морская» и другими композициями от почти земляков группы «Мумий Тролль». Музыкой Таня глушила гул из колонок. Позже она также признается, что коленки подкашивались, но не от волнения — холст стоял под углом, не было точки опоры.

 Техническая группа тем временем искала альтернативные источники связи с миром. Зрители могли видеть, как параллельно с концертом на ноутбук устанавливается модем от «Мегафона». И, о чудо, видео ненадолго ожило, а в колонках заиграла музыка из города Лимож. Толпа начала дружно скандировать название сотового оператора, и связь почти сразу снова пропала. Ведущая вечеринки Надежда Генчик зачем-то стала просить разгулявшуюся публику притихнуть. Хотя чего, казалось бы, ждать от посетителей питейного заведения, с какими бы благими намерениями они туда ни пришли.

 Оказалось, на флешке просто закончились деньги — тариф не безлимитный. В 5:20, через сорок минут после начала шоу, картинка, наконец, превратилась в видео, появился звук. Сначала на счет сбегали и положили тысячу рублей, потом еще одну. Очень скоро картина была закончена.

 Комментарий у художницы удалось взять лишь в туалете: здесь так всегда — в зале звук мешает. «Давайте я вам руку пожму, хотите?» — взволнованно предложила Татьяна, стоя в очереди к рукомойнику. Рукопожатие оказалось не по-женски крепким, а кисть руки корреспондента АП украсило большое коричневое пятно масляной краски — автограф.

 — Ока мира я не боялась, не видела его и не слышала. Мне сейчас очень тяжело — уже без пятнадцати шесть, а я не знаю даже, сколько  не спала, так что слов особенных у меня нет, — делилась эмоциями Татьяна. — Не то чтобы готовилась — невозможно же к этому подготовиться. 40 минут на такой холст — чушь. То, что получилось, в сущности  — большая палитра. Она до завтра не высохнет, может быть использую потом. Хотя, это уже произведение искусства. Поскольку все, что сделано руками человека, — стол, стул, табуретка и так далее — априори произведение искусства. Современного. Мне не нравится, но если кому-то понравится, буду рада. Картину, может быть, на интернет-аукционе продам. Петров ее «ПИПЛЗ» подарил в том году? Ну и дурак.

 Неподготовленная публика тоже не сказать, что картину, состоящую из крупных мазков и пятен, оценила. Когда полотну предложили придумать название, из зала прозвучало всего несколько вариантов. Самые яркие из них — «Пожар в Усть-Ивановке» и «Майкл Джексон на open air».

 Интервью с организаторами из Франции прошло штатно. Французы, правда, во второй   раз удивились, что в Приамурье уже утро следующего для них дня. «Оказывается, коллеги и правда видели нас хорошо и ничего такого не заметили — может быть, им ничего и не рассказывать?» — приходя в себя, шутила потом Ольга Кухаренко. Связь с китайцами — еще «штатнее». Представитель КНР рисовал в традиционном стиле участок Великой Китайской стены. А после отчитался: зрителей было столько-то, рисовал такой-то, все понравилось. Связаться с Грецией организаторам  не удалось — не одна Россия славна отвратительным интернетом, есть в этом мире справедливость. 

 — Я на этом мероприятии уже второй раз, Ядыкина — друг, знакомая, коллега по студии аэрографии «Формалин», пришел поддержать, — рассказывает художник Алексей Очкалов. — По поводу картины — хорошая, но мне показалась, что сначала задумка была другой: в процессе живопись фигуративная сменилась формальной. Она решила построить картину на цветовых пятнах, что в принципе удалось. Суть не в том, кто как сделал — это не соревнование. Главное — перфоманс хороший, странный, а от того и интересный. Вроде разные мы все люди, на разных языках говорим, а одним делом занимаемся. Хорошо, что встретились.