Ведь у нас нет возможности нанять двух юристов, если вдруг оказалось, что первый не очень разбирается в договорной работе, зато ас в претензионной. Да и бухгалтер для бизнеса нужен «три в одном»: чтобы и все налоги знал, и бухгалтерский учет вел, да и планировал как прирожденный экономист. В общем, когда штат фирмы состоит из 8—9 человек, права на кадровые ошибки нет. Из всех историй опытных предпринимателей о найме персонала можно сделать один вывод: найти достойного работника все равно что отыскать иголку в стоге сена. Это еще хорошо, если знаешь, в каком стоге искать.

Мне повезло — свою первую и самую удачную «иголку» я нашла среди старых знакомых. Преимущество было налицо: все профессиональные и личные качества такого работника я знала хорошо. С остальными вакансиями было сложнее: в моем кругу знакомых даже близко не было людей с нужными мне профессиями. Пришлось организовать поиски: объявления в газетах, запросы в центр занятости, обращения на кафедры университетов. Уже через неделю у меня имелось три десятка резюме, из которых 25 принадлежали выпускникам вузов, притом что во всех моих запросах значилось: стаж работы по специальности не менее 2 лет. Еще через неделю количество обращений соискателей возросло, и ко мне стали приходить по нескольку человек в день из центра занятости с просьбой сделать отметку о прибытии. Причем обращались люди совершенно другого профиля деятельности: например, стоило указать в объявлении о вакансии инженера, как бухгалтеры-сметчики, считавшие, что они тоже могут сгодиться для этой работы, атаковали мой офис. И все же 10 претендентов на 4 вакансии у меня появилось.

Далее предстояло самое интересное — собеседование и отбор. Сотни книг написаны про то, как правильно составить резюме, не меньшее количество изданий посвящено тому, как эффективно организовать собеседование кандидатов. Но, на мой взгляд, весь процесс подбора работников напоминает присказку про рынок, на котором два дурака: один дурак продает, а другой покупает. Так и тут: в одном случае претенденты пытались одурачить меня, в другом я, как работодатель, пыталась склонить особо ценных профессионалов на свою сторону. У кого это получилось? По прошествии времени надеюсь, что никто не оказался в дураках.

И все же примечательный пример «надувательства» у меня был. В один прекрасный день в офис зашел такой же прекрасно одетый «соискатель» на работу средних лет. Женат, два высших образования. Опыт работы по нужной для моей компании специальности, да еще и на руководящем посту. Причина поиска работы оказалось банальной: переезд из другого города. В общем, казалось мне, нашлась еще одна даже не иголка, а иголище в стоге сена. Звонил этот кандидат каждый день, по всем законам эффективных переговоров, уточняя, какие его шансы на успех и когда приступать к работе. И в назначенный день и время, когда трудовой договор был готов, так жаждущий работы кандидат пропал. Позже выяснилось, что кандидата за день до подписания договора задержали за махинацию с деньгами на его предыдущем высокопоставленном месте работы.

Здесь, конечно, вопрос опять же масштабов малого бизнеса: ну нет возможности у предпринимателей содержать свою службу безопасности. Меня спасла только воля случая. А многим бизнесменам в таких ситуациях приходится проходить процедуру поимки работников с поличным. Есть и те предприниматели, кто предпочитает тестировать будущих работников на детекторе лжи. В любом случае ошибки в кадровом вопросе — самые дорогие. Есть идеи — пишите мне на почту [email protected] или оставляйте отзывы на сайте www.ampravda.ru