«Глазастая» техника трудилась на поисках почти пять часов.«Глазастая» техника трудилась на поисках почти пять часов.

Неоднократно прочесав округу вдоль и поперек, следователи и спасатели не оставляют надежды найти детей, правда теперь уже скорее мертвыми, чем живыми. На прошлой неделе к поискам привлекли спецтехнику — беспилотные самолеты, снабженные высокоточным видеооборудованием. За необычными поисковыми работами наблюдал корреспондент АП.

На расстоянии лестницы

На въезде в санаторий «Белые горы» добротные ворота с замком. На посту — строгий охранник. Прежде чем пропустить на территорию следователей и полицию, страж согласовывает разрешение на въезд со своим начальством. На выезде автомобили тоже останавливают, заглядывают в багажники, салоны — в общем порядок безупречный.
А вот на самой территории оздоровительного учреждения нет даже намеков на подобную бдительность. Спуск к реке со стороны корпусов по-прежнему открыт: ни забора, ни даже символического ограждения. О том, что прогулка к воде может оказаться опасной, предупреждает лишь пара табличек вдоль длинной лестницы, по которой с холма, где стоят корпуса, можно спуститься за пару минут. Еще минута ходьбы — и вы на берегу.
Читали ли эти таблички Слава Забарин и Саша Афонин, когда надумали сбежать из санатория, теперь, наверное, уже никто и никогда не узнает. Спустя пять месяцев с того рокового дня следователи практически не надеются найти ребят живыми, но отыскать тела или новые следы трагического побега пытаются до сих пор.

Обследуется каждый клочок территории, куда могла ступить нога ребенка, проверяются сообщения потенциальных свидетелей. И, несмотря на то что ни одна из версий пока не снимается со счетов, наиболее вероятным считается, что беглецы спустились к реке и утонули.

200 метров под крылом

У реки и начинаются поисковые работы — первые в этом году. В течение месяца после побега спасатели и следователи прочесывали каждый клочок земли прилегающей к санаторию территории, но нашли лишь детские следы, которые обрывались в 40 сантиметрах от кромки воды. Под водой, однако, ничего не обнаружили: унести тела могло сильное течение. В конце декабря осмотр местности пришлось приостановить, так как река замерзла, а землю укрыл снег. С наступлением тепла появились новые надежды на успешный исход поисков.
В помощь следователям в первый поисковый день сотрудники УГИБДД по Амурской области выделили два беспилотных самолета. Крылатые машины взмывали в воздух по очереди. Пока четырехкилограммовые «ласточки», вооруженные видеокамерами и фотоаппаратами, парили сначала над землей, потом над водой, люди в форме дежурили внизу у монитора, неотрывно следя за ходом съемки местности.

Картинка, отснятая самолетом с высоты 200 метров, получается достаточно четкая. Различаются деревья, особенности ландшафта и силуэты предметов, которые находятся внизу. Одно плохо: к началу поиска местность изрядно выгорела (здесь уже отметились весенние палы), а на черном фоне разглядеть два маленьких тела, одетых в темную одежду, проблематично. Впрочем, старший эксперт-криминалист СУ СК по Амурской области Татьяна Креслина успела лично изучить каждую кочку в окрестностях, и даже в таких экстремальных условиях сможет многое увидеть.

— Это холм, это помойка, — узнает знакомые места на мониторе Татьяна Викторовна. — Здесь ничего, и здесь ничего.
Первый «беспилотник» улетает на расстояние двух километров от санатория и курсирует кругами, чтобы в поле зрения камеры попало все, что возможно. Выпускать самолет на более далекие дистанции следователи смысла не видят. Если мальчики шли пешком (а подтверждения тому, что их могли вывезти, нет), более двух километров они пройти не смогли бы физически — морозы стояли нешуточные, а одеты дети были достаточно легко.

Вода в объективе

Второй самолет отправляется исследовать прибрежную территорию и осматривать саму реку: лед растаял, и теперь на воде отчетливо видны плывущие по ней предметы. Криминалисты без труда узнают несколько больших коряг, торчащих из воды еще с прошлого года, однако возле них появились черные пятна, которых раньше не было. Проверить находку следователи должны лично. Они надевают резиновые сапоги и отправляются на реку. Усталые, возвращаются через пару часов ни с чем: подозрительные пятна оказались обычным речным мусором.

— Если дети погибли в воде, найти их будет непросто, но мы все-таки надеемся, — комментирует Татьяна Креслина. — Конечно, река уже была обследована. Береговая линия протяженностью 5 километров вниз по течению была осмотрена, водолазы привлекались. Но в самой реке много препятствий, завихрений в течении. Не исключено, что тела зацепились за что-то на дне, и тогда шансы обнаружить их все еще есть. Хотя, по статистике, вода «выдает» лишь 40% своих жертв.

Шансы будут использованы все до последнего, обещают следователи. Несмотря на то что «беспилотный» поиск пока не увенчался успехом, он может дать отсроченный эффект. Все видео- и фотоматериалы с самолетов будут более детально отсмотрены в течение этой недели, и в ближайшее время планируется организовать повторные пешие поиски совместно с сотрудниками МЧС.

Мнение

Алексей Лубинский
Старший помощник
СУ СК по Амурской
области:

— В течение пяти месяцев продолжается непрерывная работа следователей по данному делу. Были отработаны разные версии, проверены все сигналы о возможном появлении мальчиков в населенных пунктах, установлен и обследован весь транспорт, появлявшийся возле санатория в день пропажи детей, опрошены отдыхающие и персонал санатория. Территория в радиусе двух километров вокруг «Белых гор» была тщательно осмотрена. На данный момент основной версией следствия остается гибель мальчиков в реке. Поисковые работы будут продолжаться, однако если они не принесут результатов, расследование может быть приостановлено до выяснения новых обстоятельств. О прекращении уголовного дела речь не идет, так как срок давности преступления (убийство) — 15 лет.