Практические аспекты и проблемы реализации данного закона обсудили участники семинара, который провело министерство финансов Амурской области в минувшую субботу.

Заместителя директора департамента бюджетной политики и методологии Минфина РФ Татьяну Саакян называют «главным специалистом в реализации 83-го закона». Она, как никто другой, знает все подводные камни реализации закона. Разговор о том, что ждет участников бюджетных процессов с 2012 года, она начала с грустной шутки, услышанной на встрече с работниками одного из российских музеев: «У культуры есть три беды, и все они с номерами: 94-ФЗ, 13-ФЗ и 83-ФЗ». Чтобы эта шутка не стала правдой жизни в Приамурье, Татьяна Саакян попыталась детально донести до участников семинара все нюансы будущих перемен.

Напомним, отныне для госучреждений предусмотрено три организационно-правовые формы с тремя степенями финансовой свободы: казенные, бюджетные (нового типа) и автономные. Суть в том, что учреждения переходят от сметного финансирования к финансированию предоставляемых услуг. Новый закон направлен на повышение эффективности бюджетных затрат.
Казенными станут преимущественно учреждения Минобороны, пенитенциарной системы, силовых структур. Для школ, больниц, клубов предполагается автономная и новая бюджетная формы, которые позволят, наряду с выполнением госзаказа, самостоятельно распоряжаться полученными вне бюджета средствами. Правда, есть и ограничения — автономное учреждение не сможет участвовать в госзакупках, а новое бюджетное обязано иметь счет только в Федеральном казначействе.

Смена организационно-правового статуса вызывает много вопросов и у руководства бюджетных учреждений, и у их учредителей. Например, может ли малокомплектная школа стать казенным учреждением?

— Главная цель реформы — распорядиться бюджетными деньгами правильно, — подчеркивает Татьяна Саакян. — Часто возникает вопрос: вправе ли казенное учреждение получать деньги от внебюджетной деятельности? Мы считаем, что вправе, если эта деятельность соответствует целям, ради которых создавалось учреждение. Например, статус казенного учреждения получила школа-интернат. Открыть магазин она не имеет права. А магазинчик для продажи изделий, сделанных детьми, — почему бы нет? То есть учредитель должен очень продуманно и ответственно написать устав своего учреждения, где сразу все предусмотреть, чтобы не нарушить закон.

Мнение

Вера Щербина, зампредседателя правительства области, министр 
финансов: — На зональном семинаре во Владивостоке, прошедшем недавно, достижения Приамурья выглядели лучше по сравнению с некоторыми другими субъектами РФ. У области уже есть опыт: это учреждения органов соцзащиты населения, которые самостоятельно увеличили уровень заработной платы на 50% 
за счет того, что активизировали деятельность, приносящую дополнительный доход. Это и областной Институт развития образования, который с момента перехода в автономное учреждение повысил зарплату сотрудникам в три раза, увеличил расходы на ремонт и приобретение наглядных пособий. Поэтому учреждениям бояться нечего. Вместе с тем никого насильно заставлять переходить на ту или иную форму работы никто не будет. Важно, чтобы органы местного самоуправления, коллективы сами осознали, что нужно применять современные методы управления для увеличения эффективности бюджетных расходов.

Возрастная категория материалов: 18+