Сейчас мой сын в деревне у бабушки. В наших отношениях — перезагрузка, шанс начать строить общение с чистого листа, незапятнанного взаимными претензиями, обидами и усталостью.

Мне все это напоминает ступени. После каждого периода благополучия обязательно наступает перекос, и старая, выстроенная ранее схема взаимоотношений перестает работать. Копится раздражение, начинаются бесконечные разборки и слезы. Надо ли говорить, что это сигнал остановиться, осмотреться и постараться понять — что же происходит, почему все так стало плохо?

Пробуешь разрешать эти конфликты, договариваться, вырабатывать какие-то правила (как для него, так и в первую очередь для себя — личный пример просто необходим).

А затем наступает разрядка, что-то происходит — и воцаряется мир. Значит, получилось. И уже задним числом ты понимаешь, что это был всего лишь очередной переход: у него появились новые интересы, у тебя стало слишком мало времени для выслушивания бесконечных историй про суперменов и так далее. Нужно быть гибким, нужно учиться видеть эти моменты и вовремя перестраивать устоявшиеся отношения.

В одних семьях ребенок — боженька, каждый каприз которого исполняется, отпрыск диктует свои условия родителям. В других — это щенок, не имеющий права голоса. В третьих — почти равноправный член семьи.

Я за последний вариант, хотя равноправие тут относительное — не нужно забывать, что это всего лишь ребенок, раздираемый желаниями, не всегда представляющий последствий и не несущий ответственности за большинство своих поступков. С детьми не стоит сюсюкать. Мне кажется, они ценят серьезное отношение к себе. Но, требуя от него чего-то, нужно постоянно соизмерять: а насколько эти требования обоснованны или завышены, готов ли он к ним?

Через два дня сын возвращается. Мы уже все распланировали и несколько раз проговорили это по телефону: встретимся на перроне, побежим, обнимемся и покружимся. Потом скажем остальным, чтобы все ехали домой без нас, и останемся одни. Мы пойдем на паровоз, немного поиграем, сядем в автобус, по дороге я выслушаю соображения по поводу Карфагена, спланируем римскую кампанию, запланируем поход на «Трансформеров»…

А потом я приду уставший с работы. Дома будет бардак, разбросанные игрушки, гости… А я не буду раздражаться. Я что-нибудь придумаю.