Почти как на галерах. Кормили, правда, получше.Почти как на галерах. Кормили, правда, получше.

Главное — оторваться

Лучше дико сплавляться, чем цивилизованно плавиться в душном и раскаленном городе. Однако во время сплава не бывает мелочей. И если кто думает, что самое сложное — это грести веслами, изнывать от жары и спартанско-дикарских условий, то глубоко ошибается. Самое сложное для горожанина — это оторвать «точку». Ту самую, что приковывает к оседлому образу жизни и мешает оттолкнуться от берега. Одним словом, решиться, а дальше — куда течение вынесет.

В остальном катамаранный сплав по Зее почти курорт. Река теплая, медленная и вальяжная. Когда рядом большая и веселая компания, так и вовсе кажется — вот оно, светлое будущее. Жаль, что всего на три дня. Зато без телевизора, интернета и телефона. Без работы и родственников. Близких и дальних. Хотя нет — взял с собой старшего отрока. Пусть привыкает к мысли, что окружающий мир гораздо более реален, чем онлайн-игры, социальные сети и пепси-кола с гамбургерами.

Все остальные пусть обо мне забудут, имя мое канет где-нибудь за поворотом на Малую Сазанку и будет упомянуто лишь в понедельник утром. На редакционной планерке. Исключительно с вопросом: «Ну как?..»

Экзотика среди моторок

Итак, нас пятнадцать человек. Люди самых разных профессий, мировоззрения, образа жизни. Самому старшему под 60. Младшему лет 10. Пока объединяет нас лишь одно — в пятницу после обеда мы таки оторвали свои «точки» от бренного сухопутного существования. Попутно загрузили в автобус все необходимое имущество, разразились хоровым «Ура!» и навострили помыслы в сторону славного города Свободного. Правда, до него не доехали — стартовали на пляже в селе Малая Сазанка.

На «борту» гора походного скарба. Среди вещей — палатки, надувные матрасы, одеяла, костровой инвентарь, ящики с провиантом. Рассаживаемся, с каждого борта по три гребца. Их задача — вывести катамаран на течение. Дальше, как говорится, по воле волн. Вновь «Ура!» Этот клич будем кричать много раз и по каждому удобному случаю. Сама обстановка располагает к оптимизму.

— Теперь зовите меня капитаном, — без ложной скромности объявляет Геннадий Корсаков. Он же зачинщик, можно сказать, гостеприимный хозяин этого компанейского сплава. Народ дружно соглашается. Все же путешествие по реке требует определенных навыков, а Викторыч в этом деле самый опытный. На сплавах десятки лет, причем не только на Зее. За спиной бурные и своенравные северные реки, перекаты и так далее.

Дикий спа-салон

Первый переход небольшой, скорее разминочно-ознакомительный. Однако есть потери — солнцезащитные очки. Предупреждал капитан — все, что может упасть, обязательно упадет. Естественно, за борт. Ну бог с ними, с очками. Правда, сотовые телефоны, деньги, другие бесполезные в этих краях предметы прячем подальше в рюкзаки и глубокие карманы. Зея большая — примет все, что плохо лежит. К слову, меры безопасности превыше всего. Каждый сплавщик в спасательном жилете.

Ночуем в районе села Москвитина. Компания продолжает сплачиваться. Дружно ставим палатки, накачиваем надувные матрасы — на них предстоит спать. Пока женщины колдуют над ужином, мужчины оборудуют костровище, вытаскивают плот как можно дальше на берег. Купаемся. Часто и много. Даже в темноте, однако под пристальным вниманием капитана. Вода очень теплая, пляжи песчаные. Спать разбредаемся сравнительно рано — чувствуется усталость от первых впечатлений, да и вся обстановка действует расслабляюще.

Утром — первым делом в воду. Потом быстрый завтрак, сбор палаток, погрузка — и в путь. Второй день сплава самый насыщенный. Предстоит пройти 20 километров. Периодически швартуемся к берегу, знакомимся с местными достопримечательностями. Природа поистине талантливый скульптор. То ступеньки из песка выстроит, то живописные столбы, за сопками скрываются дикие озера, пляжи, пляжи, пляжи. И кругом ни души.

Одна из подобных экскурсий завершается натуральной веселой вакханалией. Ноги вдруг по щиколотку погружаются в настоящую голубую глину. Кто-то вспоминает о ее целебных свойствах — все от мала до велика под дружный хохот обмазываются этим чудом природы с ног до головы.

Подкараулил рассвет

По ходу дела проникаемся географией сплава. Правый берег — Свободненский район, левый — Серышевский. Ночевали в одном, обедать будем в другом. Весь выбор — решить, к какому берегу причаливать. Кушаем борщ, благо аппетит дикий. Даже вопреки жаре. Вновь плывем. Солнце печет, поэтому постоянно купаемся, прямо на ходу, даже в спасжилетах.

Весла периодически упираются в грунт — Зея широка, но даже на большом удалении от берега встречаются песчаные отмели. Сползаем с катамарана, просто бредем рядом, воды по колено. В общем не скучно. Девчата, работающие в одной из городских газет, на редкость певучи. Затягивают так, что заслушаешься. В репертуаре песни советских лет, детские и современные композиции. Плавучие гастроли. Жаль, рекламы не дали, могли бы зрителей по берегам собирать.

Ночуем на острове в районе Сретенки. Напротив Сретенский бор — все очень живописно и впечатляюще. Вечером долго не разбредаемся по палаткам, как говорится, спелись.

Настроение портит мошкара, но репеллент нам в помощь. Капитан Корсаков и еще один опытный сплавщик Юрий Юрко травят байки про сплавы, пороги, перекаты и прочие опасности. Мы — чайники, поэтому слушаем открыв рот.

Некоторые ночуют прямо на песчаном пляже под открытым небом. Тепло, свежо и романтично. Около шести утра выглядываю из палатки — караулю рассвет. Солнце не заставляет себя ждать — из-за деревьев вальяжно выползает большой красный круг. Вот и подкараулил — разряжаюсь серией снимков.

Плачущие сопки

День третий. Ощущается усталость. Не критичная, но двигаться желания все меньше. Всему виной — солнце. Кажется, печет еще жарче, чем накануне. Уже в Благовещенском районе по правую сторону идут «плачущие» сопки. Их отвесные, словно срезанные стены нависают над рекой, а на уровне трех-четырех метров тут и там сочатся струйки воды. Знающие люди пытаются мне объяснить причину такого явления, но я понимаю лишь одно — вода, проходя сквозь систему природных фильтров, кристально чистая. Поэтому периодически останавливаемся и пополняем питьевые запасы.

Остановку на обед решили не делать. Мужчины гребут, женщины делают бутерброды. Ближе к финишу, что запланирован в селе Натальине, работаем все более слаженно — время поджимает. Вот здесь чувствуешь себя частью настоящей сплоченной команды.

Все действуют синхронно и слаженно. Катамаран уверенно набирает скорость. Капитан, как ему и положено, командует: «Левые — навались!», «Правые — в полвесла!», «Левые — табань!», «Правые — не табань!» Кажется, за три дня приноровились так, что начинаешь физически ощущать, как плот повинуется твоему веслу.

Из-за небольшого мыска появляется натальинский пляж. Как можно догадаться, кричим «Ура!» В ответ дружное улюлюканье со стороны загорающих селян. Теперь уже не катамаран, а суша под ногами воспринимается как нечто экзотическое. За спиной сорок километров сплошной воды, солнца и простого человеческого кайфа.