В Приамурье энергопробег притормозил на трое суток. Больше времени провели только на Байкале.В Приамурье энергопробег притормозил на трое суток. Больше времени провели только на Байкале.

Также гости увидели то, чего нет в других регионах, — посмотрели с высоты птичьего полета ЛЭП в Китай и расширение подстанции, которое ведется в рекордно короткие сроки.

— Мы проехали уже 14,5 тысячи километров, — говорит руководитель команды энергопробега Павел Хлюпин, показывая на спидометр.

Именно ему, издателю специализированного журнала «Энерго-info», пришла в голову идея провести за рулем больше месяца, чтобы оценить состояние энергетической отрасли, посмотреть, как реализуется в регионах федеральный закон об энергосбережении, и привлечь внимание к проблемам. Результаты своего путешествия, или независимого обследования, как говорят сами участники, они предоставят депутатам и партии власти — энергопробег поддержали Координационный совет президиума генсовета «Единой России» по вопросам энергосбережения, Комитет по энергетике Госдумы и крупнейшие энергокомпании России.

На двух иномарках, одна из которых личная Павла, другая подаренная спонсором, в путь отправилась команда из пяти человек. Команда, кстати, почти семейная — преодолевает наравне с мужчинами все трудности пробега супруга Павла Елена, главный редактор издания, и их взрослый сын, которого взяли в качестве фотографа. Младший ребенок (ему 8 лет) остался дома — еще рано для таких путешествий.

— Я сначала, честно говоря, была противницей, сказала не поеду, на кого редакцию оставим, но рискнула, — призналась Елена. — Иногда подменяю мужа за рулем. Это мой первый автопробег, хотя мы часто ездим в командировки и за 1,5 тысячи км на машине.

Энергопробег стартовал 18 июня из Санкт-Петербурга. Позади уже Москва, Нижний Новгород, Чебоксары, Киров, Казань, Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Тюмень, Омск, Новосибирск, Чита… Промчаться «с энергией» по России команда собиралась еще года 2 назад — издатель журнала планировал автопробег по стране на отечественных машинах в поддержку производителей российского энергооборудования. Но не удалось привлечь спонсоров, а потом на «Калине» на Дальний Восток поехал Владимир Путин. «Наверное, он у нас идею позаимствовал», — с улыбкой говорит Павел.

В Приамурье команда прибыла в четверг вечером, переночевав в Сковородине, к концу следующего дня добралась до Благовещенска. В субботу в областном правительстве гости приняли участие в круглом столе, посвященном модернизации электросетевого комплекса Приамурья. Чиновники, представители энергопредприятий и энергостроительной компании «Индастек» рассказали о ближайших перспективах развития электроэнергетики Приамурья. Отдельно остановились на ликвидации «узких мест» через реализацию проектов, включенных в инвестиционные программы филиала «ФСК ЕЭС России» и ДРСК.

В нашей области гостям решили показать объекты, которых нет в других регионах, — линию электропередачи 500 кВ «Амурская — Хэйхэ», возведение которой уже закончилось, и подстанцию «Амурская» в Свободном. Здесь сейчас стахановскими темпами завершается расширение, необходимое для наращивания экспорта энергии в КНР. Участников автопробега представители энергостроительной компании встретили радушно — хлебом-солью, чем удивили: оказывается, такой русской традицией их еще никто не приветствовал.

— В настоящий момент выполнены полностью работы по строительству линии 500 киловольт «Амурская — Госграница», она готова к включению, — объяснил москвичам заместитель гендиректора компании «Индастек» Василий Тищенко. — Сейчас идут работы по расширению подстанции « Амурская». Тут применяется самое современное оборудование. Общестроительные работы завершены на 70 процентов.

Оценить ЛЭП в Китай и модернизацию подстанции участники автопробега смогли с борта вертолета — масштабы их впечатлили. Вчера утром журналисты покинули Благовещенск.

Где край энергоэффективности в России

— Что касается энергосбережения — в регионах ведется достаточно активная работа, на мой взгляд, даже большая, чем в столице, — поделилась мнением главный редактор журнала «Энерго-info» Елена Хлюпина. — Я бы выделила Пермь и Казань. Пермяки— молодцы, внедряют и выдумывают, не ждут манны с небес, федерального финансирования.

Этот регион журналисты даже назвали — край энергоэффективности. В Перми участники увидели лицей № 8 — самую энергоэффективную школу России. В Казани журналистам показали дом, который не подключен к сетям. Отапливается он теплом земли, на крыше установлены солнечные батареи. Себестоимость квадрата в таком доме — 70 тысяч рублей.

Пограничники следят за энергопробегом

Энергопробег передвигается под присмотром ГЛОНАСС. «Его установили нам в Екатеринбурге, с нашего сайта можно посмотреть, где мы в какой момент, — поделилась главный редактор журнала «Энерго-info». — больше пограничники отслеживают». Оказывается, команда «отходит» от заданного маршрута, заезжая на погранзаставы. Встречи с афганцами и пограничниками — еще одна цель пробега, как признался Хлюпин — он служил на границе, в Афганистане. Поэтому агитбригада «накрутила» больше километров, чем запланировала на старте. 2,5 года назад Хлюпин совершил двухнедельный автопробег по Афганистану вместе с председателем афганского братства в Приамурье Валерием Вощевозом.

Мнение

Павел Хлюпин

Руководитель команды энергопробега:

— По отношению вашего правительства и энергетиков, по тому, какие средства вкладываются и как строятся объекты, можно предположить, что в регионе динамичное развитие отрасли и все обстоит должным образом. ЛЭП в Китай запомнится, такой объект ни с чем не перепутаешь, и расширение подстанции, которое мы увидели, нас впечатлило. Современные технологии, которые применяет «Индастек», позволяют вести строительство вместо 2,5 лет за 9 месяцев — это для энергетики серьезный показатель. Я впервые слышу, чтобы за такие короткие сроки строились столь крупные объекты в сложных условиях — все-таки у вас холмистая местность.

Кстати

3 августа энергопробег финиширует во Владивостоке. Возвращаться участники будут на аэроплане, машины отправят поездом.

Насколько вырастет территория подстанции «Амурская», почему строители работают ночью и когда сдадут ЛЭП в Китай — читайте в репортаже в четвергом номере.