Чаще всего на учет комиссии по делам несовершеннолетних попадают дети, лишенные родительского вниманЧаще всего на учет комиссии по делам несовершеннолетних попадают дети, лишенные родительского вниман

С марта этого года на учет районной комиссии по делам несовершеннолетних здесь попали уже шестеро детей, увлекшихся вдыханием токсических веществ. «Нюхают» здесь даже дошколята — пятилетняя девочка под воздействием «химии» чуть не выпала с балкона. Как оградить несовершеннолетних от опасного увлечения и что делать со свободной продажей растворителя в местных магазинах, власти Белогорского района решали на выездном совещании в Возжаевке.

Ацетон вместо чипсов

Первые тревожные звонки прозвучали четыре года назад, когда токсикоманией увлекся школьник, переехавший в Возжаевку из Белогорска. Мальчик сразу попал в поле зрения инспекторов по делам несовершеннолетних. Его поставили на учет в наркологическом диспансере и неоднократно лечили, пока не добились результата.

Однако за это время к парам растворителя пристрастились несколько его знакомых, зараза начала распространяться по цепочке.

В числе «приобщенных» оказался и Гена, который начал «пыхать» около двух лет назад. В свои 12 он уже четыре раза лечился от токсикомании: два раза в Белогорске, и по разу в Благовещенске и Хабаровске. Как только мальчик выходит из больницы, история повторяется.

— Токсикомания — явление групповое, вспышки возникают стихийно. В целом по району такие случаи единичны, но в Возжаевке сейчас сформировалась группа из трех-четырех подростков. Если их лидера Гены нет, в селе тишина. Только приехал — сразу рецидив, — рассказывает главврач Белогорского наркодиспансера Валентин Расновский. — При этом случай не клинический, у него нет абстиненции — так называемых ломок. Когда находится в диспансере, не ищет, чего бы понюхать. Мать адекватная, но ничего с ребенком поделать не может.

Гена все лето в разъездах по загородным лагерям, дома появляется только во время пересменок. В июне бабушка дала ему сто рублей на чипсы, но Гена с другом предпочли купить растворитель. Благо бдительные прохожие не дали подросткам закончить начатое. К визитам инспектора в семье мальчика уже давно привыкли, общаются охотно. Сам же мальчишка на вопросы взрослых отвечает робко, глаза смотрят в пол.

— Ты покупал?

— Нет, деньги мои были, а покупал Женька.

— Продавщица что-нибудь спрашивала?

— Нет, так дала…

На каждом углу

Растворитель нитрокрасок, по признанию самих токсикоманов, привлекает их своей «экономичностью» и доступностью. Одной бутылки хватает чуть ли не на 10 человек, да и продается он практически везде. В не такой уж большой Возжаевке насчитывается 15 торговых точек с товарами хозяйственного направления. В любой из них дети сегодня могут купить бытовую химию совершенно беспрепятственно.

— Ситуация по району показывает, что наиболее остро эта проблема стоит в Возжаевке, — поясняет заместитель главы Белогорского района Ирина Фоменко. — Мы пригласили сельские власти, полицию и местных предпринимателей с целью разработать общий план действий, чтобы проблема не вышла из-под контроля.

Казалось бы, помешать распространению заразы можно с помощью запрета на продажу растворителя. Однако таких полномочий у местных властей нет. Единственный путь спасения — это диалог с предпринимателями, которые могут добровольно ввести такое ограничение.

Увы, но гражданскую сознательность проявили только двое владельцев хозяйственных отделов, остальные проигнорировали приглашение на встречу.

— У меня у самой подрастает 14-летний сын, так что проблема для меня очень актуальна. Детям стараемся не продавать, у продавца есть четкая инструкция: пусть кто-нибудь взрослый приходит и покупает, — говорит индивидуальный предприниматель Светлана Малашенкова. — А насчет ограничения продажи растворителя — не думаю, что это сильно поможет.Нужно больше внимания уделить родителям, чтобы много денег не давали проблемным детям. Бутылка растворителя стоит под сотню рублей, это ведь не коробок спичек.

Корень всего зла

По токсикомании на учете у сельских сотрудников ПДН состоят шесть семей. Двое детей — на учете в наркологии, еще четверо были замечены за употреблением. В марте этого года был случай, когда 12-летняя девочка научила дышать растворителем свою пятилетнюю сестру. Малышка надышалась до предобморочного состояния и выползла на балкон. Хорошо, что сознательные соседи вызвали полицию и врачей, иначе случилась бы трагедия. По мнению участников совещания, ситуация с детской токсикоманией в Возжаевке имеет социальные корни.

— В поисках работы в Возжаевку съезжаются люди из разных сел района. Среди них много неблагополучных и малообеспеченных. В селе много спортивных секций и кружков, заинтересованным родителям есть чем занять ребенка. В этих же семьях дети предоставлены самим себе. Всего в Возжаевке 34 неблагополучных семьи, — отмечает специалист Возжаевского сельсовета Галина Ковшик.

Большинство детей, состоящих на учете в органах ПДН, воспитываются именно в неблагополучных семьях. В улице ребенок видит спасение от пьющих родителей. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов влияние местного колорита. Часть заключенных возжаевской колонии после освобождения оседают здесь же. Бывшие уголовники запросто могут поделиться с молодежью «дельным» советом, а то и прикупить по просьбе малолеток бутылочку растворителя.

Как бороться

Районные и местные власти всерьез озабочены ситуациейв Возжаевке.

— Мы создадим рабочую группу, которая до сентября разберется в ситуации. В первую очередь нужно выяснить, какой доступ имеют дети к растворителю. Во-вторых, необходимо понять, что побуждает их заниматься токсикоманией — бедность, незанятость или что-то другое, — делится планами глава Возжаевского сельсовета Сергей Рыбальченко.

Инспектора ПДН увеличат количество рейдов в Возжаевке, чтобы не допустить дальнейшего распространения пагубной привычки. В школах пройдут занятия с участием сотрудников Госнаркоконтроля, направленные на формирование негативного отношения детей к токсикомании. И еще местные власти все-таки попытаются заключить соглашение с частными предпринимателями. Когда этот материал готовился к печати, проект трехстороннего договора между сельской администрацией, районной комиссией по делам несовершеннолетних и владельцами хозяйственных магазинов Возжаевки был уже готов. До конца этой недели вопрос должен быть решен.

Мнение

Игорь Манойлов

Заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Белогорского района:

— В первую очередь ситуацию спасет гражданская сознательность предпринимателей. На какой-то период нужно ограничить продажу растворителя и ацетона в торговых точках. Совсем изъять его из продажи нельзя, законных оснований мы не найдем. Необходимо ввести добровольный мораторий на продажу. Ведь это не товар первой необходимости, серьезной прибыли от него нет. Предприниматели должны откликнуться, ведь речь идет о маленьких детях. Не нужно думать, что сюда вовлекаются только дети из неблагополучных семей, от такой беды никто не застрахован. Пока растворитель доступен, проблему не решить.