«Первый мститель» — это, скажем по справедливости, не совсем фильм. В принципе так можно сказать о любой экранизации комикса, но в данном случае неполноценность настолько очевидна, что напоминает выступление школьной рок-группы на разогреве у каких-нибудь U2. Ребята вроде стараются, но уровень не тот, песни откровенно дурацкие, а зрители пришли совсем не на это.

Честно говоря, лидерство картины в российских кинотеатрах по итогам уик-энда можно объяснить только слабой конкуренцией — «Гарри Поттер» к третьим выходным подрастерял и без того небольшие запасы маны, а о комедии «Секс по дружбе» мы лучше промолчим. Здравомыслящий человек, волею случая оказавшийся на просмотре «Первого мстителя», просто обязан обзвонить друзей и даже малознакомых людей из телефонной книжки и предупредить о том, что это, собственно, такое.

Капитан Америка — персонаж настолько же древний, насколько и малораскрученный в мировых масштабах — и это полностью соответствует его прозвищу. Конечно, в детстве мы играли на восьмибитной приставке в аркаду с этим персонажем, но в целом Стив Роджерс серьезно проигрывает Бэтмену, Человеку-пауку и даже слабоумному Халку. Попытка Marvel восстановить справедливость провалилась: теперь мы знаем, что Капитан Америка — это всего лишь сопляк, обросший мускулами за пять минут при помощи какой-то сыворотки, его пресловутое доброе сердце на деле — неспособность испытывать хоть сколько-нибудь серьезные эмоции, а комикс-индустрия США испытывает сценарный кризис.

Создателям фильма не помог даже безотказный в большинстве случаев инструмент — нарядив силы зла в картине в немецкую униформу времен Второй мировой и нарисовав за спиной главного злодея зловещий призрак Адольфа Гитлера, они еще глубже погрузили свое детище в абсурдное болото. Обычно голливудская трактовка немецкого нацизма вызывает как минимум смех — в «Первом мстителе» не срабатывает и это.

Главный герой фильма вырос слабым, но очень хотел на войну, где, как известно, «гибнут парни» и негоже отсиживаться за их спинами. Подделывая документы и осаждая военкоматы нескольких штатов, он рано или поздно угодил бы под суд, но попался на глаза одному бежавшему из Германии ученому. Профессор, то и дело прикладывающийся к бутылке, уже натворил дел по созданию сверхчеловека в лагере противника и решил уравновесить презлое предобрейшим.

В результате хлюпик Стиви стал чемпионом по бодибилдингу и Капитаном Америкой, профессор пал под пулями немецкого шпиона, планы нацистского подразделения «Гидра» были раскрыты и сорваны, а США выиграли Вторую мировую войну. Все, что нам показывают в течение двух часов, в принципе служит только одной цели: хоть как-то объяснить, каким образом персонаж из сороковых годов двадцатого века оказался в двадцать первом полным сил и зачем он все время носит этот потешный трикотажный костюмчик.

Объяснения, собственно, не выдерживают никакой критики. История появления костюмчика в гардеробе человека, чей метаболизм превышает обычный в четыре раза, а щит выкован из самого редкого и прочного металла на планете с полуприличным названием «вибрариум», в очередной раз убеждает нас в том, что все основные ценности, на которых зиждется американское общество, могут быть легко обращены в ценные бумаги. Это мы и так знали — безо всяких мстителей. Тем же, кому интересно, как герой оказался в нашем времени и благодаря этому войдет в суперкоманду супергероев уже в следующем году, придется все-таки досмотреть до конца фильм: скажу только, что в этом напрямую замешаны русские нефтяники.

На рекламных плакатах картины по совести нужно было бы написать что-нибудь вроде «Дорогие друзья! Вашему вниманию представляется двухчасовой рекламный ролик еще не вышедшего фильма. Единственный стоящий момент приходится на его вторую половину, претензии по этому поводу не принимаются нигде». Момент этот занимает не более трех секунд и связан с размалыванием человека в кашу авиационным винтом — это все, на что можно обратить внимание в плане спецэффектов.

К сожалению, очки в 3D-залах наших кинотеатров нужно обязательно сдавать на выходе — иначе многие из них были бы выброшены зрителями в проходы за ненадобностью. Даже пресловутый щит с национальной раскраской ни разу не вылетел «как будто бы в зал» — я уже не говорю о том, что суперспособности Америки на практике занимают от силы одну пятнадцатую действия, все остальное посвящено чему угодно, только не action.

Почему-то Капитан Америка и Джонни из «Фантастической четверки» — это один и тот же человек, актер Крис Эванс. Режиссеру фильма Джо Джонстону, конечно, виднее — но гораздо больше доверия к нему возникает благодаря работе над старым добрым «Джуманджи», а «Мстителя» давнему соратнику Спилберга по творчеству вряд ли запишут в зачет. Про персонажей Хьюго Уивинга (сыграв агента Смита в «Матрице», старина Хьюго играет здесь фашиста Шмидта, ха-ха-ха) и Томми Ли Джонса сказать вообще нечего — один, содрав с черепа кожу, все время повторяет «Хайль Гидра», другой то и дело отмачивает идиотские шутки в перерывах между организацией неудачных военных операций, и назначение обоих воспринимается весьма смутно.

Учитывая, что мы стали очевидцами фильма-разогрева, в котором толком не нашлось место ни характерному для комикса противостоянию добра и зла, ни толковой любовной линии, ни даже нормальной финальной битве, остается только надеяться, что в создание самих «Мстителей» Голливуд вложит больше средств, стараний и творчества. В противном случае вариант с концом света, который тоже назначен на 2012 год и может сорвать премьеру, представляется не таким уж и ужасным.