«Управляющим компаниям и собственникам жилья надо находить общий язык».«Управляющим компаниям и собственникам жилья надо находить общий язык».

Состояние придомовых территорий вместе с и. о. главы администрации Павлом Березовским вот уже месяц оценивает начальник управления ЖКХ Владимир Константинов. С ним — наш разговор о дворах, их обитателях и роли управляющих компаний в наведении порядка за пределами многоквартирного дома.

— Владимир Александрович, каковы впечатления от благовещенских дворов?

— Самые противоречивые. Во многих дворах грязь, бесхозяйственность. Удивляет, что до сих пор люди не могут найти общий язык с обслуживающими их коммунальщиками: неспособность одних отстоять свое право жить в чистоте, других — создать эту чистоту для нормального проживания.

— Можете вспомнить самый вопиющий пример бесхозяйственности, с которым вам пришлось столкнуться?

— Поначалу шокировало состояние контейнерных площадок. Сейчас эта проблема несколько урегулирована. Но грязью заросли не только контейнерные площадки. На прошлой неделе мы зашли в подвал дома по адресу Ломоносова, 263, а там — нечистот чуть ли не по колено. А люди руками разводят. Кто-то должен прийти и сделать, но они не знают, кто. В данном случае дом работает с обслуживающей организацией, а не с управляющей компанией. Жильцы обращаются к коммунальщикам, а те отвечают: это не заложено в тариф. С юридической точки зрения компания права, но ведь нужно находить общий язык, идти на компромиссы. Почему бы не разъяснить жильцам, что делать. Ведь люди в большинстве своем не разбираются в тонкостях жилищного законодательства формирования тарифов. Как-то нужно было проконсультироваться с другими специалистами, решить этот вопрос.

— Не секрет, что люди до сих пор надеются, что подобные вопросы будут решаться сами собой. У тех, кому повезло с управляющей компанией, это примерно так и происходит. А кому не повезло, что делать?

— За три года в городе сложился рынок управляющих компаний, видно, какие компании как себя проявляют, у кого какая репутация. Есть компании на рынке, которые выделяются своей порядочностью. Есть все основания надеяться, что они в итоге качеством «выдавят» с рынка своих недобросовестных конкурентов. Люди со временем оценят их работу и просто не будут связываться с теми, кто дает пустые обещания. Ведь собственник имеет право выбора. Не устраивает УК — расторгайте с ней договор.

— Договор — это документ, который имеет юридическую силу. А собственники далеко не все разбираются в законодательстве, но подписывают бумаги. Получается, что у людей и УК силы неравные?

— Большинство проблем, связанных с содержанием жилого фонда, идут оттого, что собственники никак не могут урегулировать свои отношения с управляющей компанией или обслуживающей организацией. И происходит это именно от непонимания содержания договора. Нередко, подписав договор по минимуму, собственники требуют по максимуму. Управляющие же компании зачастую не предоставляют полную информацию о том, что сделано для людей за их деньги. Начинаются взаимные претензии, разбирательства, а в дом тем временем постепенно приходит разруха. Я бы рекомендовал собственникам, прежде чем подписывать договор, обратиться за консультацией к независимому юристу. Это не так дорого, а проблем может решить массу. У нас в городе работает некоммерческое партнерство «Жилищно-коммунальный союз Амурской области». У них в штате есть грамотные юристы. Они могут оказать эту помощь.

— Типовые договоры управления, которые были рекомендованы депутатами и администрацией в конце прошлого месяца, уже появились в свободном доступе?

— В ближайшее время будет официально опубликовано постановление администрации города, а мы выпустим брошюры с образцами таких договоров и снабдим ими управляющие компании, старших домов. Все, кто заинтересован, смогут с ними ознакомиться.

— Кроме контейнеров и детских площадок, во дворах есть разбитые тротуары и полувековые тополя. Кто должен приводить в порядок эту часть общего имущества?

— Беспокоиться о состоянии зеленых насаждений и тротуаров также должны собственники. Неравнодушные жильцы сами не позволяют кустарнику вырасти выше человеческого роста. У меня во дворе, например, растет карагач, так мы с соседями по очереди просто сами выходим и подрезаем его. Что касается огромных многолетних деревьев, то, наверное, без помощи муниципалитета здесь не обойтись. Конечно, если проблема встала остро, кроме как в управление ЖКХ собственникам обращаться просто некуда. Лучше делать это при содействии своей управляющей компании. Должны быть зафиксированы улица и номер дома, чтобы специалисты смогли приехать и оценить ситуацию. Заботливая УК должна нести расходы и на обрезку деревьев.

— Обрезать деревья дорого?

— Приведу пример: в прошлом году обрезка деревьев по улице Ленина на участке от Театральной до Мухина обошлась муниципалитету в 1,2 миллиона рублей. Это сотни деревьев. Если же обрезать нужно 2—3 тополя во дворе, вряд ли цена вопроса будет слишком велика. Все расценки есть в муниципальном предприятии «Зеленстрой».

— Ремонт дорог во дворах — тоже большая проблема. Под силу ли жильцам ее решить?

— Полностью заменить асфальт во дворе действительно очень дорого — цена мероприятия доходит до 2,5 миллиона рублей. Но сейчас продолжается ремонт дорог в 95 благовещенских дворах, которые в этом году получили федеральные средства по программе «Новые дороги России». Если программа будет продлена на следующий год, это хорошая возможность, но для этого опять же и собственники, и их управляющая компания должны быть активными, должны узнать условия программы, постараться их выполнить. Своими же силами вполне реально провести ямочный ремонт. Для того чтобы его организовать, нужно также обращаться в управляющую компанию.

— По итогам инспекторских объездов будет ли как-то усилен контроль за деятельностью управляющих компаний со стороны муниципалитета?

— Контроль за деятельностью управляющих компаний мы теперь будем вести более тщательный. Это стало возможным после вступления в силу поправок в Жилищный кодекс. Так, например, статьей 12-й вводится функция муниципального государственного контроля. Это достаточно серьезный блок, который позволит муниципалитету вмешиваться в деятельность управляющих компаний. Теперь мы сможем по жалобе жильца начать работу непосредственно с управляющей компанией, минуя обращение в государственную Жилищную инспекцию. До того как произошли эти изменения, у нас не было таких полномочий. В ближайшее время на рынке управления и содержания жилищного фонда необходимо наладить работу слаженного трио: «собственники — управляющая компания — муниципалитет».