Линолеум поблескивает голографическими искорками, широкие парадные лестницы ведут наверх. Огромные люстры в человеческий рост пока на полу, но скоро они будут освещать просторное фойе. Строители вносят последние штрихи — то тут, то там слышны звуки ремонта. Но главное происходит в зрительном зале — оттуда доносятся музыка, голоса актеров и перекрывающие их команды режиссера, там идет репетиция. Первая репетиция на сцене после многолетнего перерыва.

Посчитать точно, сколько времени шел ремонт, затрудняются даже старожилы — то ли восемь лет, то ли десять. Три года артисты работали без своей сцены, театр существовал в гастрольно-разъездном варианте. Поэтому, вернувшись в родные стены, многие испытывают самые теплые чувства.

— Открытие театра планируется в последней декаде сентября. А 1 октября театр начнет свой 48-й сезон, — говорит директор театра кукол Виктория Горжей.
Директор провела для журналистов АП экскурсию по обновленному зданию. Новое звуковое и световое оборудование дает театру максимум новых возможностей для постановок. «Сегодня и раньше — это небо и земля», — признаются звукооператоры.

Огромный звукорежиссерский пульт позволяет управлять звуком профессионально — добавлять новые краски, сжимать и растягивать, а кроме того, транслировать звук в любой уголок театра — большой или малый залы или в фойе.

Особая гордость — собственная студия звукозаписи. Здесь можно монтировать любые программы и записывать музыку не только для собственного театра и коллег, но и на заказ — для музыкальных групп, любых исполнителей любых жанров. Рядом с операторской за стеклом — специальная комната для музыкантов, с микрофонами, наушниками — все как положено.

— Это самая современная студия на основе мак-компьютера, людей мы подготовили, но они постоянно должны обучаться, потому что программа очень сложная, с ней надо несколько месяцев работать, чтобы ее освоить, — делится инженер московской фирмы-поставщика Владимир Орлов. — По-моему, у вас в городе пока ничего подобного нет.

Идем дальше мимо шлифующих пол строителей.

— Посмотрим, что у нас здесь? — директор распахивает дверь в малый зал — зеленый.

Он назван так по цвету кресел, хотя его оформление выполнено в едином стиле с большим залом. Заходишь сюда, и сразу попадаешь в сказку. На стенах — абстрактные рельефные изображения, в которых видятся то башенки старинного городка, где живут волшебники и куда прилетает Карлсон, а может, это цветные карандаши, которыми можно рисовать любые фантастические сюжеты.

— Посмотрите на это! — предлагает Виктория Юрьевна и ловким движением руки превращает сиденье зрительского кресла в маленькую высокую скамеечку с подставкой для детских ножек. — Это стулья-трансформеры — чтобы было удобно сидеть и взрослым, и малышам. И главное, детям даже с задних рядов все будет видно. Нигде в городе таких больше нет.
В большом зале освещена только сцена — там идет репетиция. Постановочная группа из Санкт-Петербурга, номинанты «Золотой маски» режиссер Алексей Смирнов и художник Екатерина Петухова ставят спектакль по Хармсу «Цирк Шардам», в котором занята большая часть труппы. Это будет так называемый вечерний спектакль, рассчитанный на молодежную и взрослую аудитории. Необычные куклы, завораживающая музыка.

— Захожу в зал по своим делам, и хочется остаться, досмотреть до конца, — улыбается Виктория Горжей. — Сейчас — видите — артисты работают в так называемом «черном кабинете», так что нам хорошо видны только куклы, а сами актеры в черных костюмах сливаются с темным фоном. Но у нас есть еще и праздничный эстрадный вариант оформления сцены — для других спектаклей.

К своему открытию театр готовит много сюрпризов для маленьких зрителей. По секрету нам рассказали, что в фойе будет работать волшебный телефон, по которому любой малыш может позвонить любому сказочному герою, например Деду Морозу. Но всех секретов, как водится, не раскрыли: поживем — увидим.

Имя, придуманное детьми, остается

Амурский областной театр кукол вернул себе прежнее название (напомним, некоторое время он назывался Амурским областным театром актера и куклы). Имя «Амурчонок» тоже в силе.

— От «Амурчонка» мы никогда не отказывались — как от него можно отказаться, если это название придумали дети? — говорит заведующий литературной частью театра, заслуженный артист Сергей Елизов. — Оно никогда не было официально закреплено в документах, тем не менее прижилось. И остается с нами.

Петр Козец, главный режиссер Амурского 
областного театра кукол: «Благовещенск такого еще не видел»

Театр изменился не только внешне и внутренне, он изменился творчески. Свет и звук, на которых можно делать абсолютно все, любые спецэффекты, — такого нет не только в Благовещенске, но и на всем Дальнем Востоке. Это наша особая гордость. Весь ремонт шел на наших глазах, и могу сказать: все сделано с любовью. Специалисты рассчитали, сколько света и звука нужно на оба наших зала, и сделали все точь-в-точь, как нам и нужно.

Сцена стала намного удобней. Раньше все делалось вручную, бедные наши монтировщики таскали взад-вперед козлы и швеллеры, а сейчас все делает современная машинерия. Установлены немецкие подиумы, которые опускаются и поднимаются.
Меня поразила культура рабочих бригад по оборудованию сцены, интерьера, зала. Все делалось слаженно и аккуратно.

Мы до сих пор заходим в зрительный зал только босиком или переобувшись — бережем эту красоту. Нет китайского китча, все очень достойно и стильно. Большой зал рассчитан на 174 места, это чуть меньше, чем было раньше, но это не важно.

Главное, что в нем есть атмосфера, чтобы вести разговор со зрителем глаза в глаза, сердце в сердце.
Мы понимаем, что все эти перемены нужны не артистам, все это нужно зрителю. Для нас теперь главное — за краткий период адаптировать к новой сцене те спектакли, которые появились за три года, пока мы работали без своего здания.

У нас сформировался портфель из постановок, которых Благовещенск еще не видел — мы их показывали на выездах, на гастролях и на фестивалях. «Потешки», «Бука», совершенно новый спектакль «Золотой цыпленок» — с новыми актерами и режиссурой, «Лисичка-сестричка» и другие работы теперь обретут второе дыхание.

Театр изменился творчески. Надеюсь, что новым словом для нас станет спектакль «Цирк Шардам», к нему мы подбирались давно. Пьеса Хармса — это выбор театра. У режиссера были другие предложения, но мы настояли. Думаю, что спектакль получится интересный, хоть и спорный. Этой работой мы начинаем череду вечерних спектаклей. Кстати, мы не против, если на них будут приходить дети — есть о чем поговорить с ними, и есть над чем поразмышлять. В феврале, к Международному дню кукольника, мы планируем еще одну вечернюю премьеру — комедию «Ханума».

Мы начнем 48-й сезон, и надеемся, что к своему 50-летию театр подойдет в полном расцвете сил, ему будет что показать и рассказать.