Нет желтого фонаря на крыше — плати штраф.Нет желтого фонаря на крыше — плати штраф.

Если два последних пункта многие давно выполнили и без указания властей, то установка счетчиков и кассовых аппаратов сулит немалые затраты. Кроме того, изменения в законодательстве уже успели породить немало слухов в среде таксистов, которые продолжают работать по старым правилам. Собирал слухи и проверял, готовы ли водители такси к изменениям, корреспондент АП, катаясь из одного конца города в другой.

«А зачем нам счетчики? Вон стоит уже умная машина, все считает и записывает», — с ходу отвечает на мой вопрос водитель такси «Фаэтон», назовем его Александр. Водители этой компании уже около полугода в тестовом режиме работают по новой для города системе. На GPS-навигатор, разработанный специально для фирм такси, из диспетчерской передают данные о заказе, по приезде на место рулевой нажимает кнопку — и заказчик получает смс с номером машины. По словам Александра, новинку стоимостью порядка 40 тысяч рублей в перспективе совместят и с кассовым аппаратом, а когда потребуется, настроят и таксометр.

— Да закон-то в силу, может быть, и вступил, но работать он начнет с нового года точно, — говорит Александр. — Ты представь, сколько машин нужно будет перекрасить и переоборудовать, это ж какие затраты. До января все будет по стариночке. Будет нужно — приедут специалисты из Москвы, все настроят. Когда счетчики заработают, цена при посадке будет то ли 50, то ли 70 рублей, точно не помню, а дальше каждый километр по городу — 15 рублей, за городом — 25. Шашечки и по бокам, и на крыше светящиеся у нас и так есть, но будет еще, скорее всего, «светофорик»: горит зеленая лампочка — значит, машина свободна, красная — занята.

Кроме того, водитель рассказал, что около пяти лет назад кассовые аппараты в такси уже ставили. Специально для того, чтобы была возможность выдать чек командированным. Однако на смену им быстро пришли товарные чеки, которые у таксистов всегда с собой.

Красить — не обязательно

К слову, АП уже писала, что решение, перекрашивать автомобили в единый для региона цвет или нет, федералы местным властям доверили принять самостоятельно, как и введение запрета на праворукие автомобили. Амурские власти необходимости ни в том, ни в другом, на радость предпринимателям, не увидели. Однако сами водители боятся краски как огня.

— Что я, больной машину перекрашивать? Тем более что работаю на своей. У меня один из самых дорогих цветов — килограмм краски семь тысяч стоит, так тысяч в тридцать машина и встанет, — негодует водитель такси «Копеечка». — А шашечки нарисовать — пять минут делов: поехал да купил наклейки, они ж копейки стоят. Было дело — пять лет назад, когда я в другой канторе работал, говорили, что нужно счетчики ставить и только на леворульных машинах ездить, и что? Накупили «Волг», счетчики поставили, а ничего так и не изменилось. И счетчики потом убрали, потому что не нужны оказались, а один, между прочим, 17 тысяч стоил. Сейчас-то поставят точно, но пока тишина. Цены подскочат в два раза, это ж какие затраты… На днях, кстати, на «грядке» стоял, так транспортники уже ходили бомбил штрафовали — их же сразу видно: ни маячков, ни раций.

«Товарный чек могу только через базу выписать, хочешь, давай заедем?» — говорит водитель такси «Копеечка», услышав, что я приехал в командировку и чек мне нужен для отчетности. Отказываюсь, ссылаясь на занятость и не такие уж большие затраты.

По новому закону водитель теперь обязан заполнить маршрутный лист, если взял «подсадку». Стою у дороги голосую, чтобы проверить, в курсе ли таксисты. Первым останавливается авто такси «Бумеранг». Сговорившись о цене, прыгаю в салон и как бы между делом спрашиваю, знает ли водитель о новых правилах.

— Маршрутный лист? Не, не слышал, — отвечает собеседник. — Да и закон этот вроде в 2015 году вступает в силу. Шашки нужно будет везде нарисовать, еще что-то там. А, в 2012-м все-таки? Буду знать. Я сам документ-то читал, но там пунктов очень много и путано все. Таксометры вроде бы отменили пока, не обязали еще окончательно. У нас вроде бы уже собираются ставить, они и чеки сразу будут долбить. А мне что? Это у начальства головная боль, пусть и решают. Частников уже напрягают, ага, слышал. Их уже и поменьше в городе стало. Но их не извести же до конца. Выйди на улицу, рукой махни — куча машин остановится. Сел да поехал, кто будет контролировать-то? А главное, как?

С товарным чеком такая же история — только на базе. Однако водитель предлагал завезти его попозже, в удобное для меня время.

Бомбить — себе дороже

— Бомбил всегда штрафовали пачками, этого никто не отменял, но штраф был всего 500 рублей, административный (за незаконную предпринимательскую деятельность). Нет ИП — плати, — рассказывает заместитель начальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора управления государственного автодорожного надзора по Амурской области Денис Будкин. — Но что такое 500 рублей? Несерьезно. А уголовное дело возбудить сложно: нужно доказать, что у нарушителя был большой объем дохода, в общем следователи за это не брались. Теперь же минимальный штраф составит пять тысяч рублей, максимальный — 200 тысяч. Надеемся, что с нового года нелегальных перевозчиков станет намного меньше.

Теми, кто работает без разрешения, будет заниматься ГИБДД. К слову, все оборудование (шашечки, рации) у нарушителей конфискуют. Мы же будем контролировать тех, кто работает по закону — будем проверять соответствие стандартам.

Кроме того, за работу без техосмотра, а также без медосмотра водителей мы пока лишь можем выписывать предписания, со следующего года сможем штрафовать на месте.

Цены подскочат процентов на 20

Успеть до конца года вполне реально, если обещания властей о том, что разрешение будет оформляться в течение трех дней, будут выполнены.

— Если не будет проволочек, четырех месяцев хватит за глаза, — комментирует директор такси «Алые паруса» Александр Козловцев. — Сейчас мы рассматриваем разные варианты: можно, скажем, купить таксометр за 1,5 тысячи рублей, а можно уже совмещенный с ККМ за 12—15. Пока думаем, поскольку, по моей информации, вместо чеков можно выдавать квитанции строгой отчетности. А еще остро встает вопрос технического обслуживания: каждый счетчик регистрируется в налоговой на конкретный автомобиль — если он сломается, быстро его не заменишь, только чинить. То есть нужен сервисный центр.

Как у меня машины будут обклеены, я еще не знаю, для начала их нужно купить. Мы до этого на фрахте работали, а по новому закону автомобили должны быть в собственность оформлены — опять затраты. Плюс если авто будет больше 20, то с «упрощенки» нужно переходить на общее налогообложение — еще один ворох проблем.

Таким образом, цены на такси до конца года могут подскочить процентов на 20—25 как минимум. После нового года они снова вырастут, пока сложно сказать на сколько. За 100 рублей по городу ездить будет уже нереально.