Мы знали, что японцы на китайском берегу испытывают химическое оружие, поэтому на каждом нашем корабле обязательно был химик, его задача — следить за хранением противогазов, одеждой и другими средствами защиты — в общем за всем, что могло потребоваться на случай применения японцами отравляющих веществ. Таким химиком был и я. Но, слава богу, японцы химическое оружие не применили.

В Амурской краснознаменной флотилии к боевым действиям были подготовлены 6 мониторов, 11 канонерских лодок, 7 минных катеров, 52 бронекатера, 12 тральщиков, 36 катеров-тральщиков и ряд вспомогательных судов. Базировалась флотилия в Хабаровске, Малой Сазанке и Благовещенске. Флотилия противника превосходила нас в численности. Но артиллерия наших кораблей была сильнее.

Хотя главным было все же не оружие, а боевой дух наших матросов и офицеров, настрой на победу. У нас воевали даже женщины. Экипаж буксира «Астрахань», например, состоял из одних девчат — начиная от капитана и заканчивая кочегарами, единственным мужчиной был боцман.