Принимая к оплате чужую карту, кассиры нарушают правила.Принимая к оплате чужую карту, кассиры нарушают правила.

После долгого разговора с кассиром, предъявления документов с печатью о браке, вызова администратора злополучный «пластик» все-таки принимают к оплате. Вот это бдительность! Сложно ли рассчитаться чужой кредиткой в Благовещенске и насколько далеко распространяются наши «пластиковые» права, выяснял журналист АП.

Выборочная бдительность

Экспресс-рейд по торговым точкам я совершила, вооружившись кредиткой мужа. «Кэш энд кэрри» (в магазине именно этой сети я наблюдала описанную сцену) решено было посетить первым, и здесь я получила вполне ожидаемый от ворот поворот.

— Чья это у вас карточка? — грозно спросила меня молоденькая кассир. — Извините, но даже если она мужу принадлежит, вас я по ней обслужить не могу. Нет, знаете вы ПИН-код или нет, роли не играет. Если потом ваш муж придет к нам с претензией, то сумму, снятую с его карточки, вычтут из моей зарплаты. У нас с этим строго.

Дальше я действовала по уже известному алгоритму: вызвала администратора, предъявила паспорт для сличения наших с мужем фамилий, показала штамп о регистрации брака, и только после этого мне было позволено рассчитаться за выбранные продукты.

Чуть менее строгими правила оказались в одной из «Авосек». Здесь тоже пожурили за то, что карточка не моя, но после недолгих уговоров все же рассчитали. Без проблем позволили заплатить деньгами с чужого «пластика» в «Амурском», в «Копеечке» и в аптеке «Семейная» возле дома (там, очевидно, просто лицо мое примелькалось).

Под угрозой мордобоя

Пожалуй, каждый держатель банковской карты, расписываясь в ее получении, знает, что теоретически передавать «пластик» постороннему лицу запрещено. На деле же люди нередко ходят с чужой карточкой в магазин, к банкомату, многие заводят «семейную» кредитку. Отчего же супермаркеты в последнее время решили усилить бдительность?

— Мы не требуем паспорт у покупателя и не можем гарантировать, что все пользуются только своими картами, — признается администратор одного из дискаунтеров «Кэш энд кэрри», — но рассчитать человека с мужской фамилией по «женской» карте или наоборот — значит пренебречь элементарными правилами безопасности. У нас регулярно проводятся занятия для персонала на эту тему. Наши девочки и сами в этом заинтересованы, так как случались инциденты. Прибегали к нам и разгневанные мужья, и родители, чьими карточками родные воспользовались без их ведома, грозились нам всем набить морду. Очень, знаете ли, неприятно.

Решение, принять или не принять «пластик» к оплате, кассиры «Копеечки», что на Лазо, 64, по словам ее директора Елены Ильиной, тоже принимают с должной ответственностью. Здесь свои методы. Чтобы уличить человека с нечистыми намерениями, документы требовать необязательно, уверена руководитель.

Сомневаетесь — посмотрите внимательно на покупателя, задайте пару вопросов. Занервничал, замямлил или вдруг проявляет агрессию — можно отказать в услуге.

— За четыре года работы нашего магазина было несколько случаев, когда люди пытались расплатиться чужой картой, — рассказывает Елена Владимировна. — Наши кассиры их сразу видят. Подает мужчина карточку — а на ней женская фамилия. Спрашиваешь чья — начинает тушеваться, глаза прячет. Кто-то тут же признается, что «пластик» этот нашел. Разумеется, таких мы не обслуживаем. Кроме того, в подобных случаях приходилось даже пару раз милицию вызывать при помощи тревожной кнопки.

Крестик на чеке

Между тем, кто бы ни пришел в магазин с пластиковой картой, возможность воспользоваться ею вопреки желанию хозяина невелика, говорят специалисты, — безопасность операций с «пластиком» изначально предусмотрена его производителями.

— Каждая банковская карта имеет разную степень защиты, — рассказывает инспектор отдела по работе с предприятиями и партнерами Благовещенского отделения ОАО «Сбербанк России» Валентина Бугаева. — Так, при расчете обычной картой с магнитной лентой клиент не вводит свой ПИН-код, но расписывается на чеке. Кассир же обязательно должен сверить эту подпись с той, что на обратной стороне карты. Если подпись не совпадает, клиенту вправе отказать в обслуживании. Здесь бдительность кассира играет ключевую роль. Смарт-карты (карточки с чипом) защищены более надежно: при расчете через любой терминал человек должен ввести ПИН-код — иначе произвести операцию будет невозможно. Естественно, тот, кто ПИН-кода не знает, и воспользоваться картой не сможет (вероятность случайного подбора верной комбинации из четырех цифр — 1 к 10 тысячам).

И тем не менее инциденты с чужими пластиковыми картами в областном центре время от времени случаются, отмечают работники банков. Однако случаев этих немного, и происходят они действительно по недогляду кассиров. Так, в июне на одной из АЗС клиент залил полный бак, рассчитавшись найденным «пластиком». Кассир не только приняла от мужчины карту, на которой была указана женская фамилия, но и не проверила достоверность подписи клиента на чеке: там, где положено расписываться точь в точь как на карте, мужчина просто поставил крестик.

Вскоре в банк обратилась владелица утерянной карточки с претензией, что с ее счета были списаны деньги. Банк провел расследование, следы вора привели на эту заправку. В итоге украденные деньги женщине были возмещены банком, а руководству АЗС был выставлен счет на эту сумму. Такая схема, как правило, действует во всех подобных случаях. Отследить, куда и по чьей вине утекли деньги из «электронного кошелька» клиента, для банка не проблема — каждая операция фиксируется в специальных базах данных, доступных только для кредитного учреждения и платежной системы.

По правилам и без

Между тем, какими бы жесткими ни были правила и регламенты платежных систем, соблюсти их полностью не всегда возможно, признают специалисты.

С одной стороны, принимая к оплате чужую карту, кассиры нарушают правила. С другой — как заставить покупателя доказать, что именно он хозяин «пластика»? Дочь, например, может знать ПИН-код матери и даже иметь одинаковые с ней фамилии и инициалы. Подает женщина карту, вводит верный ПИН-код. Отказать ей в осуществлении платежа никто не имеет права, а потребовать у клиента паспорт для проверки фамилии продавец не может в соответствии с федеральным законом.

— В случае, если расчет по карте был произведен с введением ПИН-кода, претензии по спорной транзакции банком приниматься не будут, а продавец не будет нести ответственность за осуществление такой операции, — отмечает Валентина Вардановна. — ПИН-код, согласно правилам, владелец карты никогда и никому не должен сообщать. Если же он это сделал, значит, добровольно согласился на риск, что его картой может воспользоваться постороннее лицо. С подписью на чеке все несколько сложнее: если она явно не совпадает с той, что на карте, виноват продавец — недоглядел. Если же подпись искусно подделана, то на восстановление истины потребуется время — необходимо будет привлекать к расследованию многих экспертов, в том числе графологов. Но так или иначе законность или незаконность транзакции будет установлена.

Единственный на 100% верный способ уличить клиента в том, что карточка чужая, это когда мужчина пытается воспользоваться карточкой женщины или наоборот.

— По идее кассир должен «завернуть» такого покупателя, не дожидаясь, когда он введет ПИН-код. Однако в связи с тем, что законные супруги нередко заводят одну карту на двоих (как правило, кредитную), многие банки негласно рекомендуют магазинам делать для таких случаев исключения, — рассказал источник АП в банковских кругах. — Ведь подавать в суд на законного мужа или жену за «финансовые махинации» вряд ли кто-то будет — дело-то семейное. Поэтому хочешь рассчитаться по карте супруга — покажи штамп в паспорте, и твою просьбу наверняка удовлетворят.

Впрочем, обслуживать или не обслуживать в данной ситуации — решать продавцу. Закон на его стороне.