Константиныч: «Правило одно: поймали — скушали».Константиныч: «Правило одно: поймали — скушали».

Таких, как он, сейчас беспокоит один вопрос: во сколько обойдется место на берегу? Чтобы понять проблему, корреспондент АП взялся за удочку.

Как в хорошей бане

Михалычи и Петровичи, Константинычи и Викторычи, Николаичи и прочие Иванычи... Только так, по отчеству, по-простецки, без титульных чинов и регалий. Это они видят друг друга издалека и не любят расшаркиваться. Здесь нет богатых и бедных, интеллигентов и пролетариев. На рыбалке, как в хорошей бане, все равны.

— Да кому она нужна, эта уха на рыбалке! Берем курицу, быстренько сварим, да посидим как люди. А рыбьими костями можно и дома потом плеваться. Если поймаем чего…

С Константинычем трудно спорить. Каждая реплика — крылатая фраза. И он, не церемонясь, переворачивает все стереотипные представления о непременной ухе с дымком, каких-то небывалых трофеях и непререкаемых рыбацких традициях. Рыбалка — это здоровый активный отдых. И ничего более. Хотя нет, рыбалка — это еще и самое доступное, массовое и народное развлечение. Во всяком случае, пока.

Ему 72, но Константиныч продолжает бороздить на резиновой лодке просторы амурских водоемов. Кажется, нет в Амурской области места, где он не забросил бы удочку. Всю дорогу до Семиозерки пополняю свою пока еще весьма скудную копилку рыбных мест.

— Вот с этого мыска тайменя на спиннинг ловят, — показывает Константиныч на заметный выступ у моста через Зею. — А на озерах, что в районе поста ГИБДД, ротан зимой хорошо ловится. Я ведь пенсионер, часто далеко ездить — бензина не напасешься. Хотя иногда и на северные реки с компанией выбираемся.

Напарник Константиныча Викторыч — еще один знатный бродяга, любитель сплавов и экстремальной рыбалки. Я третьим буду. Так сказать, для комплекта. Отмахав километров 80, выбираемся на пологий бережок длинного озера в Ивановском районе. Судя по обилию кострищ, рыбаки здесь частые гости. Резину не тянем. Под ироничное ворчание Константиныча ставим палатку, накачиваем лодку, потом выход на воду. Определившись со снастями, закидываем удочки. Наша цель — змееголов.

Рыба эта длинная, пятнистая — действительно напоминает змею. По вкусу чем-то похожа на щуку, только менее жирная.

Рыбка большая и бесплатная

Погода всеми силами пытается испортить настроение и саму рыбалку. Ветер пронзительный и холодный, по воде рябь нешуточная. Начинаем кутаться. Однако в городской уют не тянет. Закидываем в котел свою курицу, туда же картошку крупными ломтями. Как водится, по паре стопок чего-то крепкого и ароматного. Вокруг тишина — в душе праздник!

— Не поймаем? Ну и ладно, — спокойно парирует все беспокойные вопросы об улове Константиныч. — Рыбу можно и в магазине купить, а вот костер, свежий воздух и хорошую компанию больше нигде не приобретешь.

То и дело бегаем проверять снасти. Улов действительно «никакой». Даже гольян попадается в редких, единичных экземплярах. Между делом черпаем ложками жирную куриную похлебку, говорим о насущном. Сегодня впору новую молитву разучивать: «Ловись, рыбка, большая и бесплатная!»

Самой многочисленной армии увлеченных россиян есть от чего волноваться — меньше чем через месяц вновь активизируются разговоры о принятии скандального законопроекта «О рыбалке». Пока же с подачи президента этот документ проходит дополнительное обсуждение. Уже который раз на пике противоречий один вопрос: будет ли рыбалка платной? А если все-таки будет, то за что платить? И сколько?

Как вариант — повсеместная продажа так называемых фиш-карт. Это некий аналог охотничьих билетов. Другой путь — организация и оборудование специализированных водоемов для рыбалки.

Кто кого

Инициаторы законопроекта, в частности представители Росрыболовства, уверяют — вырученные средства пойдут на зарыбление рек и озер. Однако большинство сторонников спортивной и любительской рыбалки уже высказали свое возмущение возможными изменениями в правилах. Дескать, зарыблять можно что угодно и до бесконечности. Но без должного контроля все эти меры не принесут должного эффекта. Викторыч, насаживая червя на крючок, не скрывает своего пессимизма по поводу большинства озвученных инициатив:

— Вот смотри — в Амурской области 44000 рек, озер, прудов и прочих водоемов. Да никто и никогда не поверит, что все они будут охвачены особым вниманием. Я понимаю, если, допустим, появится фермер, который возьмет это озеро в аренду и сможет организовать здесь определенный сервис. Какие-то дополнительные услуги вполне возможно предоставлять за отдельную плату.
А что касается зарыбления опустевших водоемов, то не с той стороны проблема решается. У самого руки чешутся подойти и тряхнуть как следует всех негодяев, что карасем с пол-ладошки торгуют. Рыбе вырасти не дают. Или мода на электроудочки пошла — тоже непонятное удовольствие. А то и гранату бросят. Вот кто вред наносит. А здоровую рыбалку нужно всячески поощрять, потому что она отвлекает людей от нездоровых мыслей.

— Настоящего рыбака радует процесс. Когда поводок дергаться начинает и настоящая борьба — кто кого. Забери сейчас у меня эту возможность, и что тогда? Не пойму я этого. Как, впрочем, не понимаю всех этих рассказов, когда человек хвастается, что два или три мешка рыбы привез. Зачем столько? Он ведь не съест ее никогда, — поддерживает Константиныч. — Опять же сеть у каждого сегодня, а в былые годы одна была на всю деревню. Причем ручной вязки. Вот поэтому я готов платить, чтобы контроль был налажен строгий и порядок действовал. Рублей 300 в год. Если сделают дороже, то мне пенсия не позволит оставаться законопослушным. Придется браконьерствовать. А что еще прикажешь делать? Не водку же пить.

Вместо рыбы канитель

Кажется, ночь выдалась чрезмерно холодной для начала сентября. Палатка покрылась изморозью, благо перестраховался, взял зимний спальник. По прикидкам, температура опустилась примерно до нуля градусов. Утром неимоверным усилием воли пришлось извлекать себя из прогретого «кокона».

Неугомонный Константиныч все равно оказался первым и поприветствовал из лодки на середине реки. К этому времени весь наш улов составил пару крупных змееголовов и с десяток поменьше. Часть пришлось отпустить по причине исключительной малорослости.

Пьем чай и греемся в первых лучах проявившего благосклонность солнца. Кайфуем.

По словам моих компаньонов, сегодня в озерах Амурской области наиболее популярны щука, ротан, змееголов. Если говорить о речной рыбе, то, помимо тайменя, Зея славится ельцом. Но настоящий рай для рыболова там, куда труднее добраться. Константиныч с Викторычем об этом знают не понаслышке. Больше десяти лет сплавляются по труднодоступным, бурным и опасным рекам амурского севера. Там раздолье для ленка, хариуса, тайменя. Ниже встречаются налим и сиг. Одна из самых богатых на улов река Акимша.

— Такую рыбалку, как там, больше нигде не встретить, — откровенничает Викторыч. — И по другим северным рекам с Константинычем многократно сплавлялись. Но ни разу домой с рыбой не приезжали. Потому что отдаем себе отчет в том, что ее просто не довезти.

— Правило одно: поймали — скушали, — охотно присоединяется Константиныч. — Даже если вдруг лишний хвост, так мы его за кат на леске прицепим, и до следующей стоянки. Это не нами придумано, такие правила рыбаку сызмальства прививались. Сегодня почему-то не мастерство ценится, а количество. Кто больше рыбы угробил, тот и герой.

Уже в машине на обратном пути не удержался — спросил у Константиныча про настроение. Ведь улов оставил желать лучшего. Как говорится, раз на раз не приходится. За что же тогда платить? Пока рыболовы об этом не задумываются и довольствуются своими нехитрыми радостями.

— Отличное настроение, — отметил старый рыбак. — Мне ведь не столько рыба нужна, сколько вся эта канитель!

Цена рыбалки

300—500 рублей в год — такова «красная цена» фиш-карте, по мнению многочисленных экспертов.

Пока бояться нечего

Владимир Толмачев, руководитель отдела контроля, надзора, охраны Амурского управления Росрыболовства:

— Пока не хотелось бы гадать на кофейной гуще, тем более что вопрос о платной рыбалке находится в стадии активного обсуждения. Сегодня любителям порыбачить с удочкой или спиннингом опасаться нечего. Пусть спокойно выходят и рыбачат. Что касается будущих правил, то, скорее всего, мы получим конкретику в ближайшие месяцы. Есть вероятность введения так называемых фиш-карт. Как озвучивалось на разных уровнях власти, в том числе и руководством Росрыболовства, их стоимость должна быть доступной для населения.