По большому счету поход в кино — это развлечение, и я вполне понимаю людей, которые не пойдут с семьей или друзьями на какое-нибудь безумное артхаусное творение. С другой стороны, я также понимаю людей, которые предпочли бы посмотреть не очередной «самый ожидаемый фильм года», а что-нибудь неправильное и сложное. Вот только трудность в том, что у нас, как, впрочем, и во многих других городах, негде этого сделать. Нет даже какого-нибудь крошечного киноклуба с небольшим экраном и пятью креслами, где показывали бы неамериканское кино и где после просмотра картину можно обсудить.

Конечно, иногда что-нибудь эдакое прорывается в прокат. Например, зимой этого года в России наконец-то вышел фильм Жиля Бурдо «Заложник смерти». Когда я на него пришла, удивилась, что малый зал был полон. Правда, уже к середине фильма осталось всего несколько зрителей. Или многострадальная картина Юрия Кары «Мастер и Маргарита», которая собирала за сеанс 3—4 человека. Но чаще всего познакомиться с подобного рода фильмом получается уже после выхода DVD-релизов.

Кинопрокатчики не берутся показывать «другое» кино, потому что люди его не смотрят. А люди его не смотрят, потому что такого кино попросту нет в прокате.

Складывается впечатление, будто в правиле «спрос рождает предложение» причина и следствие поменялись местами. Как компании, обеспечивающие выход фильмов на большой экран, узнают, что я, как вполне обычный зритель, хотела бы там увидеть? Даже на youtube.com спрашивают, понравилось ли мне видео или нет, чтобы в следующий раз порекомендовать что-нибудь к просмотру.

Я в общем-то не против массовой культуры — и в голливудских фильмах можно найти что-то, представляющее эстетическую или культурную ценность. Просто иногда хочется других фильмов — странных, необычных головоломок со смыслом, не лежащим на поверхности. И пока, на мой взгляд, возможность посмотреть такое кино в большом объеме могут дать только различные кинофестивали, которых в мире в течение года организуется невероятное количество. Вряд ли что-нибудь, показанное на Московском фестивале кино Латинской Америки или, например, фестивале кино и телевидения стран Африки, станет коммерчески успешным. Но оно найдет своих зрителей (даже если все они будут членами жюри), а значит, в конечном итоге снято не зря.