Ивановская школа — это 64 педагога, причем треть коллектива — бывшие выпускники своей же школы, и 844 ученика. Педагогический коллектив укомплектован полностью. 

Учитель математика Галина Михайловна Перелыгина работает здесь 34-й год. Ее учебная нагрузка — 25 часов в неделю плюс обучение на дому детей-инвалидов. Для старшеклассников Галина Михайловна ведет элективные курсы. Заслуженный учитель РФ, трижды соросовский учитель, победитель конкурса, проводимого Всероссийским семейным благотворительным фондом «Династия», говорит, что в школе она проводит весь день, с утра до вечера — уроки идут в две смены, а еще работа с одаренными детьми, подготовка к олимпиадам, научно-практическим конференциям. Ведь стимулирующие выплаты для того и предназначены, чтобы мотивировать учителей к этой деятельности.

В сентябре стимулирующая надбавка к зарплате Галины Перелыгиной составила не 30, а 45 процентов — в соответствии с проведенной ею работой. 

— Это существенная добавка, как учитель математики, я это прекрасно понимаю, — говорит она. — Это тем более приятно, что я очень много трачу на свои преподавательские нужды: это и бумага, и оплата за интернет, без которого сегодня никуда, и картриджи, потому что приходится распечатывать очень много дидактических материалов.

Молодые педагоги, не имеющие стажа работы, тоже не разочарованы зарплатой. Учителя музыки Наталью Бурмасову, которая работает в школе всего второй месяц, мы застали поющей казачью песню перед коллективом учителей эстетического цикла, собравшихся со всего Ивановского района. Она как раз проводила для коллег первый в своей жизни методический семинар, где рассказывала об участии в региональном фестивале «Казачий круг», что прошел в сентябре в Черняеве Магдагачинского района. 

Наталья Александровна — выпускница Ивановской школы, после Амурского педколледжа вернулась в свою альма-матер. Стать учителем хотела всегда, но в школу шла с некоторой робостью — зарплата пугала. 

— Я думала, что получу меньше 10 тысяч рублей, — честно признается молодой специалист. — У меня ведь только педколледж за плечами, даже высшего образования нет. Получила вдвое больше, чем рассчитывала, даже удивилась. Значит, можно приобрести несколько методических пособий и дисков с музыкальными записями — без этого пока никак. 

Нагрузка молодого специалиста — 28 часов в неделю плюс воспитательная работа: Наталья Бурмистрова в начальной школе проводит с детьми праздники, готовит концерты, работает как педагог-организатор. «Как раньше вожатые были», — уточняет она. 

Кроме того, идет набор в кружок юных вокалистов, с которыми учитель музыки намерена разучивать народные, казачьи и эстрадные песни. И у нее есть еще одно поле применения таланта — сельская администрация предложила учителю создать женский вокальный коллектив. 

Директор Ивановской школы №1 Татьяна Владимирская столь значительное повышение зарплаты называет прорывом — за 20 лет ее педагогического стажа такое происходит впервые. И это повышение именно для учителей — сюда не входит обслуживающий персонал. Прибавку получают только те, кто ведет уроки. 

— На руки в сентябре наши педагоги получили максимум порядка 30 тысяч, минимум — около 20 тысяч, — называет цифры Татьяна Ивановна. — Если брать среднюю зарплату по школе год назад и за сентябрь 2011 года, то реальное повышение составило три тысячи рублей. 

Повышение происходит дифференцированно. У кого-то стимулирующая прибавка 30 процентов, в у кого-то и 52. Начисление баллов — это сложная, но уже отработанная система, ведь школа перешла на новую систему оплаты труда в 2008 году. Фонд заработной платы складывается из двух частей: непосредственно зарплаты в соответствии с количеством проведенных уроков и стимулирующих выплат. 

— Стимулирующие выплаты — это уже отработанная система, и большинство учителей согласны с тем, как происходит процесс, — продолжает директор. — У нас есть положение, принятое собранием коллектива. Распределение стимулирующего фонда зависит от методической активности учителя, участия в научно-практических конференциях как самого педагога, так и его учеников. Чем больше процент участия, тем больше баллов, все это учитывает специально созданная комиссия. Конфликтных ситуаций у нас не возникало. 

Минимальную зарплату в этой схеме получают те, у кого меньше уроков. В Ивановской школе это учителя начальных классов. 

— Но, с другой стороны, у них больше свободного времени для ведения кружков и внеклассной деятельности, — уточняет директор. — И они тоже материально заинтересованы работать больше. От количества кружков, которые ведут учителя, и от посещаемости этих кружков детьми также зависит зарплата педагогам. 

 

Мнение

Марина Селюч, министр образования и науки области:

— Это не механическое повышение зарплаты всем без исключения учителям. Здесь, в первую очередь, учитывается качество работы каждого конкретного педагога, его профессионализм, результаты, уровень подготовки детей. То есть у какого-то учителя размер выплаты может составить 5, а у кого-то — 40 процентов. И не обязательно, что это учитель с большим стажем. Это может быть молодой специалист, у которого дети показывают хорошие результаты на олимпиадах, экзаменах. Учитывается, как он занимается повышением своего профессионального уровня, ведет внеурочную работу, занимается ли с родителями. А не просто — пришел, отвел свои часы и ушел домой. 

 

Кстати

В Тамбовке не поняли, кому прибавить зарплату

Не во всех педагогических коллективах есть четкое понимание того, кому и за что выплачиваются стимулирующие надбавки. Это выяснилось в минувший четверг во время визита губернатора области Олега Кожемяко в школы Тамбовского района. 

В школе Тамбовки за сентябрь дополнительная выплата педагогам в сумме 4100 рублей, например, была произведена как единоразовая премия ко Дню учителя. Олег Кожемяко подчеркнул, что средства на стимулирование педагогических работников выделены вовсе не единовременно. Эти финансы направлены из областного бюджета на поощрение тех учителей, которые работают много и хорошо. А вот сколько в процентном отношении получит из этой общей суммы, выделяемой на каждую школу, конкретный учитель — 30,40 или даже 50%, — зависит от решения комиссии, которая занимается распределением стимулирующего фонда в данном образовательном учреждении. При этом здесь не должно быть уравнительного подхода, к поощрению учителей необходимо подходить дифференцированно. 

— Не может заработная плата у каждого учителя повыситься на 30 %. Здесь должен действовать дифференцированный подход. У кого-то повышение может превысить отметку 40%, а у другого — 15—20%, — подчеркнул губернатор. — Ведь это выплаты стимулирующего характера. Сумма зависит от нагрузки, количества часов, квалификации, от того, какую дополнительную деятельность ведет педагог, какие результаты его ученики показывают на олимпиадах, экзаменах. Там, где директора школ не провели разъяснительную работу, у педагогов нет ясности в том, как работает эта система. Мы увидели, что есть путаница — премия это или надбавка. Распределение стимулирующего фонда должно происходить в школах в открытом режиме с участием школьных комиссий, чтобы учителя видели и знали, как это происходит. Нужно все это людям доходчиво объяснить. Мы, со своей стороны, необходимые дополнительные средства из областного бюджета направили, деньги в общей сумме 200 млн. рублей до всех муниципальных образований дошли, теперь нужно посмотреть, как работает механизм доведения этих средств до конкретного учителя.

 

Горячая линия

В министерстве образования и науки области работает «горячая линия» по вопросам повышения оплаты труда учителей с 1 сентября 2011 года. На «горячую линию» можно звонить с 9 до 18 часов по телефону 226-211.

 

Цифры

Средняя зарплата за сентябрь 2011 года

Максимум: 41841 рубль — в Огоронской школе  Зейского района

Минимум : 10971 рубль — в Кузнецовской школе Магдагачинского района

19870 рублей — средняя зарплата в Ивановской школе №1

Возрастная категория материалов: 18+