Первые минуты после толчков все начали звонить родственникам, поэтому были перебои со связью.Первые минуты после толчков все начали звонить родственникам, поэтому были перебои со связью.

Сотрудникам полиции и МЧС пришлось весь день распространять информацию о том, что сообщение не соответствует действительности.

А пока жители Тынды делятся впечатлениями о землетрясении 14 октября. Большинство тындинцев подземные толчки ощутили на рабочем месте. В офисах, школах, больницах началась немедленная эвакуация людей. Паника продолжилась до глубокой ночи, горожане боялись возвращаться в свои квартиры в многоэтажках: одни предпочитали остаться в машинах, другие уезжали переждать возможные повторные толчки на дачу. Первые 30 минут после землетрясения все начали звонить своим родственникам и делиться эмоциями, поэтому от перегрузки сетей были перебои с сотовой связью. Подобного землетрясения, по словам старожилов столицы БАМа, не было четверть века. В середине 80-х годов похожие толчки были в Тынде, но с тех пор такого страха в городе никто не испытывал.

— Сначала я почувствовала головокружение, потом начала дребезжать посуда, на кухне холодильник стал так шататься, что с него упала ваза, — рассказывает Светлана Назарова. — Я сразу же побежала в детский сад, было страшно за детей.

— Я пришла в садик за ребенком, и вдруг сверху начался такой грохот, будто стучали тысячи молотков, стали дребезжать окна, в группах разливаться чай. Мне было настолько страшно, что я схватила ребенка в майке и трусах и выскочила на улицу, — вспоминает Лариса Шатревич. — У воспитателей была паника, потому что в группе около 30 детей, всех надо собрать, вывести на улицу. Перепугались и дети.

Родители помогали воспитателям одевать детей и выводить из здания. Врачи и медсестры в свою очередь оперативно вывели на улицу пациентов из больниц, железнодорожники эвакуировали всех людей из самого высокого вокзала Дальнего Востока. Прекратили работу практически все учреждения города.

— Когда началось землетрясение, я снимала деньги. Вставила карточку в банкомат, а он начал так шататься, что мне казалось, сейчас эта махина упадет на меня, — говорит Вера Антонова. — Люди стали выбегать из банка, а я помчалась в детский сад за ребенком.

— Мы мылись в бане, и вдруг лавки начали двигаться, тазы дребезжать, появился мощный гул, будто рядом идет тепловоз, — делится Михаил Смирнов. — Мы выскочили из парилки, начали одеваться, но потом тряска прекратилась.

Практически сразу же в городе начали распространяться слухи, что через несколько часов Тынду снова будет трясти. Люди стали собирать документы, брать одеяла и отправляться на центральную площадь, берег реки. Жители многоэтажек уезжали к своим друзьям в одноэтажные деревянные дома.

— Здесь сразу в голове появились мысли о землетрясении в Японии, когда многоэтажки рушились как карточные домики. А мы живем на 15-м этаже, поэтому ночь провели на даче, — рассказывает Елена Кузнецова.

Все здания северной столицы Приамурья рассчитаны на землетрясения силой 9 баллов, поэтому никаких разрушений в домах и социальных объектах после подземных толчков 14 октября зафиксировано не было.

Америка узнала первой

Эпицентр землетрясения был на глубине 13,8 километра на границе Тындинского и Сковородинского районов в двух десятках километров северо-западнее Соловьевска.

— Сила этого землетрясения по шкале Рихтера в эпицентре была 5,9 балла. Мы называем его сильным или катастрофическим, потому что такие толчки могут привести к серьезным разрушениям зданий, — объясняет главный геолог якутского филиала Геофизической службы Сибирского отделения РАН Анатолий Петров. — В том, что колебания земной коры произошли именно в этом месте, нет ничего особенного. От озера Байкал до Охотского моря проходит 600-километровая зона, где стыкуются две литосферные плиты. В Байкало-Становом сейсмическом поясе находятся и север Амурской области, и юг Якутии. Здесь могут происходить землетрясения силой до 9 баллов.

За землетрясениями следят во всем мире, потому что они не имеют географических границ и могут чувствоваться одновременно во многих местах планеты. Любопытно, что первыми сковородинское землетрясение зафиксировали в Америке. Сейсмостанция на Аляске в автоматическом режиме начала обрабатывать информацию о толчках в Амурской области сразу же, как только начали зарождаться колебания земной коры. Потом к этому процессу подключились станции в Якутии и других регионах.

После первого подземного толчка мгновенно стали распространяться слухи, что в ближайшие часы будет еще одно землетрясение, гораздо сильнее прежнего. Это вызвало панику среди жителей, хотя сейсмологи считают, что для этого не было никаких предпосылок.

— После сильных землетрясений могут возникать афтершоки — слабые толчки. Поэтому если уже произошли подземные колебания силой 6 баллов, то следом 8-балльных толчков в 99 процентах уже не будет. Самый мощный выброс энергии происходит в самом начале, — подчеркивает директор якутского филиала Геофизической службы Сибирского отделения РАН Сергей Шибаев.

Нюкжинский рекорд

Особенно часто трясет в Олекме и Юкталях. Так, последний раз аналогичные толчки в 6 баллов здесь зафиксировали 21 марта этого года.

Однако они не идут ни в какое сравнение с тектоническим движением плит 1958 года — нюкжинским землетрясением. Тогда в районе реки Тургунча на границе Республики Якутии и Амурской области были зафиксированы толчки силой до 9 баллов по шкале Рихтера. Это самое сильное землетрясение за всю историю наблюдений в этой местности.

Мнение

Психология толпы

Елена Гетун, начальник психологической службы МЧС 
России по Амурской области:

— Землетрясение 14 октября вызвало широкий резонанс, потому что было сильным и неожиданным для нашего региона. Хотя вообще-то ситуация для нас не первичная — и ранее наблюдались подземные толчки, область же сейсмоопасная. Но они были меньшей силы и практически не ощущались людьми. В этот же раз трясло довольно ощутимо. Поэтому люди испытали страх, ужас.

Мы работали по телефону горячей линии и купировали все эти состояния.

Причин ухудшения самочувствия амурчан после землетрясения могло быть несколько. Во-первых, это психоэмоциональная составляющая. В данной ситуации сработал эффект неожиданности: люди не слышали, не знали, не были готовы. Поэтому и испытали большой шок: они испугались неизвестного будущего, хотя и никто не пострадал. Сейчас, по прошествии времени, нужно рационально разложить ситуацию — что мы имеем. А имеем мы землетрясение силой 5,9 балла, когда нет ни серьезных разрушений, ни жертв. Да, в этой сейсмоопасной зоне толчки могут повторяться, но мы живем на земле и подчинены силам природы: юг заливает, север трясет и так далее.

Вторая составляющая — психосоматическая, когда стрессы, страх, беспомощность приводят к обострению каких-то хронических заболеваний. Например, есть у человека гипертония, он понервничал, и давление снова поднялось. Поэтому многие жители после землетрясения жаловались на головную боль, тошноту.

Плюс — так называемая метеозависимость. Изменение погодных условий — снижение или повышение атмосферного давления, резкая смена температуры, скорости ветра (в день землетрясения он был сильным) — тоже влияет на самочувствие людей.

И слезы, и растерянность, и истерика — это нормальная реакция человека на ненормальные обстоятельства. Но самое главное, чтобы стрессовое состояние не затянулось. Если мы будем постоянно плакать, это приведет к серьезной проблеме.

Третий момент — в чрезвычайных ситуациях, когда люди собираются вместе, срабатывает, как правило, «психология толпы» — начинается паника. А толпе присуще подражание, внушение и заражение. 14 октября был рабочий день, и люди трудились в коллективах. То есть один сказал, что ему плохо, и остальные на фоне стрессового воздействия тоже почувствовали себя точно так же.

Кстати, в течение двух дней работы горячей линии нашим специалистам поступило более 400 звонков. Звонили отовсюду — из города Сковородина, поселка БАМ, из Забайкальского края, Хабаровска, Приморья и даже Москвы. Но если первые хотели узнать, что будет дальше, можно ли заходить в дома, то жители соседних регионов интересовались силой землетрясения — грозит ли им такое же бедствие.

Паники как таковой не было, но люди плакали, беспокоились за детей и близких, кто-то разговаривал агрессивно. Мы доводили до всех официальную информацию лаборатории Института геофизики Земли о том, что «подземных толчков магнитудой более 5 баллов не прогнозируется и предвестников появления повторных толчков не зафиксировано». Хотя был и один забавный звонок: «Можно ли включить дискотеку, а то мы ее остановили?» Конечно, можно — танцуйте и радуйтесь жизни.

Возрастная категория материалов: 18+