Этих студентов-химиков вторая переэкзаменовка не пугает, главное - попасть на перспективную работу.Этих студентов-химиков вторая переэкзаменовка не пугает, главное - попасть на перспективную работу.

Оценка знаний

Независимые эксперты будут принимать экзамены у студентов колледжей, техникумов и вузов уже после получения диплома в образовательном учреждении. В оценочном процессе дипломированных специалистов примут участие также производственники и представители бизнеса.

Со следующего года такие центры появятся в российских регионах, и они не будут подчиняться Министерству образования. Их сформируют на базе крупных предприятий или в независимых от ведомства образовательных центрах. Все учреждения образования регионов будут в большей степени ориентированы на ведущих работодателей, которые заинтересованы в притоке перспективных молодых специалистов. Именно за их деньги будут содержаться центры.

Сдавать экзамены нового типа в будущем году смогут выпускники, обучающиеся по 15 направлениям. Это медико-биологическая и фармацевтическая отрасль, железнодорожный транспорт, атомная и аэрокосмическая промышленность, авиа-строение, машиностроение, нанотехнологии, добыча полезных ископаемых, металлургия, энергетика, управление персоналом, юриспруденция, педагогика, информатика, сервис и туризм.

Подтвердить свой диплом в центре сертификации и профессиональной квалификации выпускники смогут бесплатно. Оценка знаний будет проходить не только в формате экзаменов, но и включать в себя проверку практических навыков, полученных во время обучения. Этим экзамены и будут отличаться от ЕГЭ.

Мнения разделились

Сами студенты к нововведению отнеслись весьма скептически. Перспектива двойного экзамена никого не обрадовала. Что касается работодателей, то их мнения разделились.

— В этом есть рациональное зерно, — прокомментировала индивидуальный предприниматель Валентина Пономаренко. — Для студентов, которые действительно хотят работать на производстве по своей специальности, это важно. Особенно для целевиков, что направляет на обучение предприятие. Это их будет подстегивать, чтобы знания они получали реальные. А вот те выпускники, кто получает образование, чтобы только иметь диплом, вряд ли пойдут на повторную переэкзаменовку.

— Если компания заключает с вузом или колледжем договор, подбирает себе людей, каким-то образом финансирует обучение специалистов и потом их экзаменует, это понятно. А в создании таких вот центров реальной пользы не вижу. На мой взгляд, это лишняя бюрократия, — считает руководитель компании «МАРКС» Алексей Артемчук. — Человек представил диплом об образовании, и какие там оценки — мне не важно. Мне не нужны и результаты тестирования. Даже независимого. Тестирование может лишь показать, что выпускник запомнил, а не чему реально научился.

Подходит ли кандидат на должность, покажет практика. К примеру, маркетолог — это настолько креативная работа, которую протестировать очень сложно.

Системный администратор и все, что связано с информатикой, — то же самое. У меня золотое правило: когда принимаю на работу человека, то обращаю внимание на его стремление к саморазвитию, умение получать знания, на его организаторские способности. Потому что умение организовать себя, свою работу дороже любых знаний. И практика это часто подтверждает.

По мнению частного предпринимателя Ольги Коваль, с нового года налоги так вырастут, что вряд ли у работодателей будет желание вкладывать деньги еще и в центры сертификации и профессиональной квалификации. Если такие в регионе найдутся, то их будет немного.

Уровень образования это не поднимет

Компаниям сегодня в большинстве случаев требуется профильный опыт, а диплом они принимают для формальности. Поэтому дополнительные экзамены проблему низкого качества обучения в целом не решат, считают представители бизнеса.

Сегодня рынок переполнен менеджерами, экономистами, юристами — их выпускается настолько много, что всем рабочих мест не хватает. При этом качество подготовки специалистов настолько упало, что большинство выпускников вузов и колледжей абстрактно представляют себе, чем, собственно, они должны заниматься.

— Мы постоянно сталкиваемся с такой проблемой, — говорят в ООО «Маслосыркомбинат «Серышевский». — Даем объявление о приеме на работу, к примеру юрист нужен, приходит много людей, но они совершенно не умеют работать с законами, подзаконными актами. Это же касается и других профессий.

Некоторые вузы и колледжи стремятся не к тому, чтобы дать хорошие знания, а к получению финансовой выгоды. В итоге выпускники не обладают навыками и знаниями по полученной профессии.

— В том же животноводстве, растениеводстве мы применяем новые технологии, о которых студенты знают только на словах, теория есть, а практики никакой, — озабочены руководители сельхозпредприятия ООО «МИС-АГРО». — Приходится самим обучать всему специалистов. Поэтому мы возродили у себя систему наставничества. Идем на дополнительные затраты — доплачиваем опытным работникам, иначе они с нежеланием учат молодых специалистов.

В Приамурье уже есть опыт квалификационных профессиональных экзаменов

В Благовещенском педагогическом университете считают, что независимый экзамен нужен после диплома, когда человек приходит устраиваться на работу — будь это школа, частная компания или какое-то промышленное предприятие. И на кафедре химии университета такой опыт уже есть.

— Мы заключили договор с управляющей компанией «Петропавловск» на подготовку специалистов-химиков, — рассказала директор биологического центра БГПУ, профессор кафедры химии Людмила Колесникова. — Наши студенты в течение года получают специализацию — изучают аналитическую химию и еще целый ряд предметов, необходимых конкретно для того, чтобы заниматься аналитической химией в золотодобывающей отрасли. Студенты сначала сдают экзамены в вузе, защищают диплом, а потом, при поступлении на работу на это предприятие, сдают еще квалификационный экзамен. Тем самым они подтверждают полученные знания.

По результатам принимается решение не только в принципе о трудоустройстве или отказе. От того, насколько хорошо подготовлен специалист, зависит, какую нишу он займет в золотодобывающей компании. Его могут принять сразу на должность инженера по какому-то из направлений аналитической химии (спектрального или пробирного анализа) либо он получит место лаборанта четвертого или пятого разряда. От этого, естественно, зависит и его будущая зарплата.

— Мы трудоустроили таким образом уже пять выпусков. Этот подход очень важный и для кафедры, и для предприятия, и для самого выпускника, — отметила Людмила Колесникова. — Если выпускник овладел профессией, то без работы не останется. Все, кто прошел у нас аналитическую специализацию, продолжают трудиться в управляющей компании «Петропавловск» — никто не ушел с предприятия. Поэтому на своем опыте мы убедились: экзамен профессиональной квалификации после получения диплома — это дело хорошее.

Возрастная категория материалов: 18+