А теперь конкретика. Весна 2006 года. С точки зрения пожароопасности — год тяжелейший, режим ЧС введен в 11 районах. Амурская область не сходит с первых полос центральных изданий и прочно поселилась в прайм-тайме новостных телевыпусков. Свободненское отделение Амурской авиабазы живет на полувоенном положении. У входа на базу сидит группа уставших парашютистов, овсяное печенье жуют и негромко переговариваются. Главная тема — женщины.

— А это потому, что мы к жене как к любовнице ходим, — комментирует один из собеседников. — Второй месяц как дома не были. Зарплату получили, а отвезти не можем. Из лесу только выбрались, сейчас вновь вылетаем.

Говорят о работе без лишних эмоций, а тем более жалоб. Подобный режим — как само собой разумеющееся. И что бросается в глаза — многие парашютисты достаточно преклонного возраста.

— Давно на пенсии и все равно прыгаю, — признался тогда ветеран лесной охраны пятидесятитрехлетний Александр Васильевич Семенов. — Да, наверное, без тайги уже не могу. Сын здесь же работает, а видимся редко.

— Его сына Денисом зовут, два часа назад под Москвитином высадился, — подхватили мужики. Тут же команда на сбор, и группа авиапожарных, захватив парашюты, вновь двинулась к самолету. При этом ни одного лишнего вопроса. Куда? На сколько? Этого никто не знает.

К чему эта притча? К тому, что люди остаются людьми даже в самых тяжелых ситуациях. Буквально вчера я созвонился с Семеновым-старшим. И что вы думаете? Он прыгает до сих пор и работает до седьмого пота.

Количество прыжков приближается к полутора тысячам. Говорит, что его время для отдыха еще не пришло.

— Парашютисты-пожарные по закону до 60 лет могут прыгать, — безапелляционно отметил Александр Васильевич. — Так что у меня еще целый год работы. И Денис прыгает, и внук с внучкой подрастают — уже к самолетам тянутся.

И нет сомнений — Семеновы так и будут в одной упряжке, по-семейному. Сын за отца, дед за внука. Им удалось выстоять в 2006-м, когда все кругом полыхало, а зарплата была постыдно мизерной. Не хватало топлива, обмундирования, снаряжения. Сегодня многое меняется в лучшую сторону. Но сущность человеческая неизменна — в этой профессии не будет места нытикам и лентяям. В ней будут работать простые мужики, которым ничто человеческое не чуждо. Настоящие мужчины, десятилетиями прыгающие в самое пекло. Не ради испытания смелости, а чтобы работать. Тушение лесного пожара — труд адский.

— Семеновы очень достойные люди, — подчеркнул начальник Свободненского авиаотделения Амурской авиабазы Иван Амелько. — Причем тушили не только Амурскую область. Им приходилось работать во многих регионах Дальнего Востока и Центральной России. Денис в прошлом году тушил Рязанскую область и Пермский край. Так что свое дело они знают.

Возрастная категория материалов: 18+