Уже в следующем году начнется регулярное движение поездов с углем повой линии Улак — Эльга.Уже в следующем году начнется регулярное движение поездов с углем повой линии Улак — Эльга.

Приход стальной колеи в центральную Якутию отразится и на экономике Амурской области, прежде всего севера Приамурья, который во многом зависит от работы предприятий железнодорожного комплекса.

Бамовский ритм на берегу Лены

Дня, когда на берег реки Лены напротив Якутска придет железная дорога, жители республики Саха (Якутия) ждали почти четверть века. Стальная колея сюда должна была прийти еще в начале 90-х годов. Но только 15 ноября 2011 года в торжественной обстановке здесь уложили «золотое звено» Амуро-Якутской железной дороги. Это стало возможным благодаря стабильному финансированию проекта государством и слаженной работе десятков строительных компаний, большая часть которых базируется в Тынде.

Между тем первый гудок тепловоза на земле Олонхо раздался в ноябре 1976 года. Тогда путеукладчик пересек границу Амурской области и Якутской АССР. Приход железной дороги полностью изменил жизнь Нерюнгринского района республики. Благодаря стальной колее здесь начали разрабатывать крупнейшее месторождение угля и строить второй по численности населения город в Якутии. Спустя 35 лет железная дорога ушла на север почти на тысячу километров и вплотную приблизилась к столице республики. В строительстве магистрали все эти годы активное участие принимали крупнейшие бамовские предприятия — «Бамстроймеханизация», «Тындатрансстрой», группа компаний «Взрывпром», «Мостоотряд-43». Были задействованы несколько тысяч амурчан.

— Для «Бамстроймеханизации» строительство железной дороги Беркакит — Томмот — Нижний Бестях стало крупнейшим проектом, над которым компания работала 26 лет. Особенно сложным был последний этап. Здесь строители впервые столкнулись с «ледовым комплексом», который есть только в Якутии и на Аляске. Это особый рельеф, насыщенный жилами льда и льдистым грунтом, который прерывают термокастовые котлованы, озера. Сложнейший комплекс работ на этом участке доверили именно тындинцам. Это говорит о высоком уровне бамовских специалистов, — подчеркивает заместитель генерального директора ОАО «Бамстроймеханизация» Юрий Поляков. — Только за последние 6 лет на этом объекте мы переработали более 12 миллионов кубометров грунта, отсыпав земполотно под укладку 130 километров рельсошпальной решетки.

Крупнейшие мосты на этой линии построили специалисты тындинского предприятия «Мостоотряд-43», а практически все взрывные работы произвела группа компаний «Взрывпром» — еще одна организация из Тынды.

Стержень для севера

— Это самая северная железная дорога, которая будет частью нашего огромного Отечества. И это действительно колоссальное событие для жителей Якутии, для всех жителей страны. Но самое главное, что мы сегодня должны сделать, это сказать спасибо всем, кто строил дорогу, — подчеркнул президент России Дмитрий Медведев на торжественном митинге в Нижнем Бестяхе. — Железные дороги создаются не ради того, чтобы лежал металл на земле, а ради людей, ради вас. У нас есть большие планы, как нам развивать дороги на Севере, и я уверен, что эти планы в ближайшие десятилетия сбудутся, и мы будем в этом смысле самой передовой страной.

Построенная в Якутии железная дорога принесет существенные дивиденды Байкало-Амурской магистрали, и прежде всего северным районам Приамурья. Сегодня основной поток грузов, который следует через столицу БАМа, идет из Якутии либо туда.
— 90% погрузки Тындинского региона Дальневосточной железной дороги идет со станции Беркакит. Это нерюнгринский уголь, который идет на экспорт в Корею, Китай, Японию, на котельные поселков вдоль БАМа, Хабаровскую ТЭЦ. В сутки мы в среднем отправляем 9 составов, — рассказывает начальник станции Беркакит Виктор Ляшко. — В свою очередь к нам приходят народнохозяйственные грузы для жителей Центральной Якутии. Как правило, это контейнеры, цистерны с топливом.

Во многом именно за счет грузопотока из Якутии обеспечивается загрузка всех железнодорожных предприятий Тынды: локомотивного и вагонного депо, дистанций пути, электроснабжения и других. А это около 10 тысяч амурчан, проживающих на станциях вдоль БАМа в Тындинском, Зейском и Селемджинском районах.

— Железная дорога для нашего района — это стержень экономики, для большинства поселков ОАО «Российские железные дороги» является градообразующим предприятием. Поэтому основа бюджетов таких населенных пунктов — это налоги, которые платят железнодорожники. И конечно, мы заинтересованы в том, чтобы железная дорога развивалась, увеличивалось количество рабочих мест, потому что это сразу же скажется на бюджете нашего района, — подчеркивает глава Тындинского района Тамара Лысакова.

Якутский поток загрузит Байкало-Амурскую магистраль

Топ-менеджеры ОАО «Российские железные дороги» отмечают, что развитие железных дорог Якутии даст дополнительный прирост грузовой базы для Байкало-Амурской магистрали. Во-первых, с началом эксплуатации линии от Нижнего Бестяха, расположенного в 23 километрах от Якутска, начнется освоение многочисленных месторождений вдоль построенной железной дороги, во-вторых, практически весь грузопоток, который сегодня идет с порта Осетрово в Иркутской области по реке Лене до центральных районов Якутии, перейдет на стальную колею, в-третьих, значительно увеличится пассажиропоток, откроются новые направления движения пассажирских поездов.

—Там, куда сейчас пришла железная дорога, живет примерно 600 тысяч человек — в Якутске 230 тысяч, плюс его пригороды и близлежащие районы. Железнодорожники ждут оттуда миллионного потока пассажиров, — показывает цифры депутат Законодательного собрания Ил Тумэн республики Саха (Якутия) Александр Дудников. — Уже сегодня мы с радостью встречаем на Казанском вокзале в Москве беспересадочный вагон Томмот — Москва. А когда туда придет полноценный поезд, который привезет сразу 400 человек из Якутска, какая это будет популяризация нашей республики, обеспечивающей транспортную доступность своему населению.

Сегодня якутские города Томмот, Алдан, Нерюнгри уже соединяют беспересадочные вагоны с Москвой, Хабаровском и Благовещенском. Обслуживанием этих вагонов занимаются проводники из Тынды. С увеличением пассажиропотока из центральной Якутии возрастут объемы работ и на вокзале северной столицы Приамурья. Большой популярностью у якутян пользуются поездки в Благовещенск, с открытием движения из Нижнего Бестяха ожидается, что каждый день в столицу Амурской области на поезде будет приезжать несколько сотен жителей Якутии.

Кроме этого, существенный вклад в экономику северных территорий должен внести ввод Эльгинского месторождения угля на юге Якутии. Ожидается, что уже в следующем году начнется регулярное движение поездов с углем по новой линии Улак — Эльга. Станция Верхнезейск в Зейском районе должна стать крупным железнодорожным узлом. Это потребует значительных инвестиций в развитие станции, дополнительного приема работников во все подразделения компании РЖД, базирующиеся на севере Приамурья. Новый угольный комплекс на Эльге станет крупнейшим потребителем электроэнергии для Зейской ГЭС. Амурчане будут задействованы и на самом освоении Эльгинского месторождения. Таким образом, проекты развития железных дорог и месторождений Якутии с каждым годом все больше будут влиять на экономику Приамурья, что даст импульс для развития многих населенных пунктов самых больших районов области.

Возрастная категория материалов: 18+