На католическое Рождество соберется не менее ста прихожан.На католическое Рождество соберется не менее ста прихожан.

— Вольдемар, расскажите об истории благовещенского прихода, сколько у вас прихожан на данный момент?

— В истории есть много неточностей: согласно одним документам, через два года католической общине в Благовещенске будет сто лет, по другим данным, нам уже не менее 116 лет. Нет даже четких сведений, когда здесь появились первые католики, хотя директор музея говорил мне, что они могли прийти сюда с Китая раньше казаков-первопроходцев. Прихожан у нас сейчас около 500, но большая часть этих людей просто крещеные. Они бывают на службах крайне редко. Людей, систематически посещающих приход, — примерно 100—150 человек. Думаю, на Рождество придет не больше ста.

— Что делают амурские католики в Рождество?

— Во-первых, в этот день человек не должен работать. Я помню, что папа даже ругал нас в детстве, если кто-то хотел почистить себе ботинки 25 декабря. Он всегда говорил: «Где ты был вчера, почему раньше не приготовил?» Так и ходили в нечищеных… Конечно, нельзя впадать в крайности, но нужно помнить, что Рождество — это день для семьи, для отдыха. Во-вторых, нужно отдать должное Богу — посетить литургию и святую мессу.

В Благовещенске, как и в целом по России, католическая церковь в меньшинстве, поэтому католическое Рождество здесь не является выходным днем. Но по закону католики имеют право обратиться к начальству, чтобы им дали отгул, и чаще всего руководители идут навстречу. К сожалению, некоторые люди не хотят лишний раз привлекать к себе внимание на работе, говорят, «вот я возьму выходной, а что потом люди скажут?»

— Есть люди, которые ходят помимо вашего прихода в православный храм?

— Встречаются. Бывают перекрестившиеся, которые были православными, но потом решили стать католиками. А бывают такие, что ходят и туда, и туда. В основном супруги смешанных браков, когда жена католичка, а муж — православный, потому что мужчины чаще идут в православие. Чтобы не было конфликтов, они вместе празднуют сначала католическое Рождество, а потом уже православное. И в церковь ходят вдвоем.

— Как вы считаете, в чем отличия празднования Рождества вами и православными?

— Принципиальных отличий нет. Единственное, что нас отличает, — это календарь. Да, Рождество для нас значит больше, чем Новый год, но ведь и у православных так же. Для них Новый год наступает 14 января, а когда весь мир празднует новогоднюю ночь, у православных это время самого строгого поста, подготовки к Рождеству.

— В последнее время на Западе Рождество воспринимается как светский праздник. Как обстоят дела в Благовещенске?

— Пусть многими сейчас Рождество воспринимается уже не как церковный праздник, но то, что люди поют колядки, создают определенную атмосферу, — это уже значит многое. А секуляризация идет везде. И в том, что люди стали реже ходить в церковь, я считаю, есть и вина самих священнослужителей. Ведь люди как считают — взглянул на тебя батюшка не так, и во второй раз они уже в храм не приходят. И священнослужители бывают разные — одни относятся с пониманием, а некоторые священники старшего поколения смотрят на все по-старому и порой, вместо того чтобы объяснить, еще и ругают прихожан. Сейчас все больше священников и православной, и католической церквей стараются объяснять, а не ругать людей. Церковь меняется — в России новый патриарх, в Благовещенске появился новый владыка. Наши контакты улучшились, мы часто пересекаемся в различных комиссиях, общаемся. К тому же я вижу позитивные изменения в подходе православных к протестантам, хотя раньше они совсем друг друга не хотели знать. Пришло время изменений.

Возрастная категория материалов: 18+