Нынешнее время идеально для того, чтобы школы могли жить и развиваться, считает Любовь Геннадьевна.Нынешнее время идеально для того, чтобы школы могли жить и развиваться, считает Любовь Геннадьевна.

Открыли, чтобы закрыть

— Когда в далеком 69-м в Луговом открыли начальную школу, радости селян не было предела. Ведь до Ивановки, где находилась ближайшая школа, целых 12 километров. А детишек в деревне было много, грамоте учить надо было всех. Как возить? На чем? С появлением небольшого типового здания в центре села проблема отпала. Пошла в эту школу и я. Отучилась, потом окончила среднюю и сама решила стать учителем начальных классов.

После педучилища вернулась я по распределению в родное село. Приезжаю — а школа закрыта: попала под реформу. Тогда, в конце 70-х, в стране стали массово ликвидировать малокомплектные школы, с тем, чтобы родители отправляли своих малышей в райцентры, в интернаты. Мол, и родителей от производства никто не отрывает, и дети под присмотром государства, живут по режиму, обучаются в коллективе. О том, какую психологическую травму получали вчерашние детсадовцы, которых насильно вырывали из любящей семьи, никто не думал.

Здание школы пустовало два года. Глава сельсовета не позволил с ним ничего сделать — и слава богу. В 1981-м школу нам вернули. Мне предстояло ее открывать, и я стала там и учителем, и директором одновременно.

На грани отчаяния

Работу начинали в суровых условиях: ни мебели, ни оборудования. Ездили по селу на машине, собирали по дворам кто что даст. Нехватка элементарного и тотальный дефицит — вот главные черты того времени. Помню, как я, молоденькая учительница, упрашивала работников КБО, чтобы привезли для меня какое-нибудь платье — не важно какое. Ведь я — учитель, сельская интеллигенция. Должна быть примером во всем и выглядеть соответственно. А как выглядеть, если в магазинах совсем ничего нет?

Потом грянули 90-е, и жизнь стала еще труднее. Зарплата и так небольшая была, а тут ее вообще платить перестали — задерживали по нескольку месяцев. Не на что было купить хлеба — брали под зарплату черную муку и пекли сами, да овощи с огорода ели. Выживали, в общем. Почти как в войну.

Производство стало приходить в упадок, колхозы разваливались один за другим. Люди пытались выкарабкаться из нищеты, организовывались первые фермерские хозяйства, но поддержки со стороны государства не было, и большинству приходилось сворачивать свой сельхозбизнес.

Школе тоже жилось несладко. Образовательный процесс потерял четкие ориентиры. Одни идеалы разрушили, другие еще не создали. А тут еще и бесконечные материальные проблемы. Мы думали о том, как обеспечить детей не только необходимыми знаниями, но и хоть каким-нибудь пайком. Организовать завтраки в виде булочки с чаем стоило больших трудов. На ремонт денег не выделялось, никому ничего было не надо. Забор вокруг школы покосился — некому было починить. Кругом безнадежность и уныние.

Сохранить и приумножить

В новом веке в нашу жизнь постепенно вернулся порядок. Зарплаты больше не задерживают, за продуктами не приходится стоять в очередях, вещи не нужно доставать по блату. Но самое главное — государство повернулось лицом к людям. Сейчас на селе без работы останется разве что ленивый. Работает бесконечное количество программ поддержки и для молодых семей, и для молодых специалистов, и просто для тех, кто хочет начать свое дело. У нас многие воспользовались новыми возможностями. Люди покупают и строят дома, создаются и развиваются хозяйства. По мере того как хозяйство растет, в нем появляются рабочие места для тех, кто пока не нашел себя в новом времени.

Что до школы, то года четыре назад над ней снова возникла угроза закрытия. В стране начали реализовывать программу укрупнения школ, и наша начальная малокомплектная вполне могла попасть под укрупнение, но школу мы отстояли. С приходом нового губернатора пришло понимание важности каждого, пусть даже самого маленького учебного заведения в селе. Укрупнение проводить не стали. А недавно и президент наш заявил, что сельские школы будут сохранены все, даже если в них учится по 2—3 человека. Это правильно, ведь пока в селе есть школа, село живо.

В последнее время наша школа расцвела. Мы получили современную мебель и оборудование, нам помогли привести заведение в соответствие с самыми жесткими нормами СанПиНа. 18 наших учеников — главные «звездочки» на сельских праздниках, ведь мы выполняем не только образовательную миссию. Школа — это оплот культуры, оплот нашей жизни.

В прошлом году на день рождения села Олег Кожемяко подарил нашей школе спортивную площадку и пожелал нам дальнейшего развития. Мы обязательно будем развиваться. В начале следующего года наберем группу дошкольников, которые будут приходить к нам на несколько часов, адаптироваться, готовиться к своей будущей роли учеников.

Стабильность, развитие, движение вперед — для многих людей это не пустые слова, а настоящие жизненные ценности. К хорошему ведь быстро привыкаешь, и хочется жить еще лучше. Главное — не путать это желание перемен к лучшему с желанием просто перемен, не важно каких. А для этого нужно оглянуться, каким курсом мы пришли к лучшей жизни, и продолжать им идти.

Возрастная категория материалов: 18+