«Я — спортсмен»

— Павел, давай сначала определимся, как правильно тебя называть: спидвеист?

— Спидвеист — такого и слова-то нет. Я просто спортсмен. У меня даже в трудовой книжке так написано.

— Когда ты сел на мотоцикл?

— Я начал с девяти лет, но это был мотокросс. Спидвеем официально можно заниматься только с 16 лет. А началось все с отца, который купил японский мотоцикл и спросил: «Паша, поедешь?». Я поначалу боялся, а потом ничего, поехал.

— С девяти лет на мотоцикле. Это не мешало получать образование?

— Я после школы окончил техникум по специальности «техническое обеспечение и ремонт автомобилей», потом был ДальГАУ, факультет повышения квалификации по этой же самой профессии. К тому же я с 15 лет работаю в гараже у отца, помогаю ему с ремонтом ходовой части, и этим раньше зарабатывал себе деньги, довольно большие для того возраста. С тех пор привык зарабатывать сам. Все машины, которые у меня были за это время, я купил на свои деньги.

— Часто ломал себе что-нибудь?

— Большинство травм получил во время занятий мотокроссом, опыта не хватало. Хотя и в ледовом спидвее есть чего опасаться — на наших мотоциклах шипы длиной 28 миллиметров. Но я перед выступлениями, особенно перед выездами за границу, всегда страхуюсь. Был случай, что выпало у меня на соревнованиях плечо. А в один день со мной упал Ваня Иванов, у которого была какая-то неправильно заполненная страховка. Нас привезли в одну и ту же больницу. У меня все было нормально, а они там полночи созванивались и что-то переделывали. Если бы не переделали страховку, то Ваня бы круто влетел — за одну ночь в больнице набежало под 6 тысяч евро.

«Считать награды — плохая примета»

— Кстати, недавно ты в очередной раз взял кубок по спидвею в Благовещенске…

— Просто на этих соревнованиях не было главных соперников. Их, грубо говоря, можно сравнить со второй лигой в футболе. Все главные конкуренты сейчас тренируются в Новосибирске. Здесь из основного состава были только Сергей Балтычев и Сергей Макаров.

— Какая это по счету награда?

— Думаешь, я их считаю? Вон, посмотри, сколько их (показывает на две полки, до отказа забитые кубками), и это только маленькая часть, остальное дома. Медалей полведра дома стоит — тяжеленное такое. А сколько их — все равно. Есть да есть, пускай стоит. Рыбаки же свой улов не считают, сколько они за всю жизнь поймали, — примета плохая.

«Спидвей — моя работа»

— На что ты живешь?

— На данный момент я работаю тренером в клубе «Амурспидвей», получаю за это зарплату. Вообще заключение договора предусматривает, что все переезды и проживание на местах человеку оплачивает команда. Этого, конечно же, не хватает, приходится еще самому крутиться. Жена владеет китайским языком, мы это используем и периодически зарабатываем на доставке оборудования из-за границы. Но стабильный заработок — он в команде. В обеспеченных командах порядка 5 тысяч рублей платится за каждое заработанное гонщиком очко — это и есть что-то типа зарплаты у мотогонщиков. Человек за гонку набирает порядка 30 очков и потом просто приходит в кассу и расписывается за 150 тысяч рублей. У нас на губернаторской гонке платили по 500 рублей за очко, я тогда всего 8,5 тысячи рублей заработал, а потом и вовсе их отменили.

— Спидвей — это тяжелая работа?

— Конечно. Мы с отцом уже два месяца безвылазно работаем в этом гараже. В 8 утра приезжаем сюда, а в 8—10 вечера едем домой. Мы готовим мотоцикл на весь сезон, чтобы если я выехал на губернаторскую гонку, то мог на нем доехать вплоть до финала мирового чемпионата без серьезных поломок. Со стороны смотрится, будто мы просто выехали и проехали, а на самом деле только чтобы колесо зашиповать, нужно не меньше недели потратить, работая по 12 часов в день. Шипы мы покупаем, а все шайбы сделаны своими руками. Вот есть у нас лист металла, я сам его размечаю, режу болгаркой… На одно колесо требуется 196 шипов, а у меня таких колеса четыре.

«На меня тут рассчитывают»

— Самые известные российские клубы ледового спидвея находятся в Уфе и Саранске. Звали к себе?

— И туда и туда звали, а некоторое время я выступал за клуб подмосковного города Луховицы. В этом году про меня узнавали из Уфы, через знакомых спортсменов. Игорь Кононов сказал: «Спрашивают твой телефон, хотят сделать предложение насчет участия в спортивном сезоне. Давать, не давать?». Я говорю: «Да у нас тут уже образовалась команда, я тут стою». И не стали никуда дергаться. На меня тут рассчитывают, и я остался.

— Но ведь там, наверное, лучше школа?

— Везде своя школа, и благовещенскую нельзя назвать плохой. Например, Игорь Кононов стал серебряным призером чемпионата мира после того, как прошел нашу школу. Хотя до этого он даже на мир не попадал, а готовился он в нашем гараже. Это же технический вид спорта, и здесь основоопределяющим является подготовка техники. Соревнования в Благовещенске показали, что есть много толковых парней, но если разложить по-честному, то в этом спорте только 50 процентов зависит от спортсменов, еще 50 — это готовность техники. А у них там не все гладко.

«Я не видел городов»

— Сколько всего ты посетил стран за время своих выступлений?

— Я посещал стадионы, а не страны. Мы приезжали на стадион, отгонял — поехал дальше. Никаких экскурсий, ничего. Я и городов-то, если честно, никаких не видел. Мы же едем туда работать, а не расширять кругозор.

— Не хотелось попробовать другую профессию?

— Нет, никогда. Я занимался спортом и жил в этом спорте. Правда, я прекращал заниматься спидвеем — в прошлом году вообще не выступал. Как раз тогда у меня были проблемы с плечом. Да и в этом году не собирался ехать. У меня уже была другая работа, на которой я зарабатывал в два раза больше, чем сейчас дают гонки. Но позвали в команду, и я согласился.

— Было желание бросить все? Взять и послать к чертовой матери?

— Такое желание возникает, когда есть проблемы в команде и в организации поездок. Когда остается мало сил на сам спорт. А когда в команде хорошая обстановка и нет, к примеру, никаких финансовых затруднений, то и желания бросить нет.

— В спидвее есть такие понятия, как вдохновение, талант?

— Вдохновение может быть только у механика, наверное. Талант тоже имеет место быть, но главное — это желание и возможность заниматься этим спортом. Ну и, конечно же, необходимо понимание той работы, которую планируешь выполнять. Потому что я сталкивался с такими спортсменами, которые выезжали на лед и не знали, зачем это делают. Они даже не хотели победить.

— Тебе 26, ты — вице-чемпион Европы. Оглянувшись назад, хотел бы что-нибудь изменить в своей жизни?

— Какие-то моменты есть, но это все — опыт. Где-то на ошибках учишься, все идет своим чередом. Я ни о чем не жалею. Хорошо, что я начал заниматься этим спортом, а так бы отсидел дома — и вспомнить нечего.

Возрастная категория материалов: 18+