• Виталий единственный, кто уцелел во время пожара.
  • В качестве наиболее вероятной причины возгорания рассматривается неосторожность при курении.

От угара сон крепчает

Добротный частный кирпичный дом на улице Интернациональной даже после пожара не выглядит убогой пьянчужной лачугой. Капитальные сарайчики, ухоженный двор. Даже под толстым слоем сажи на внутренних стенах можно различить явные признаки хорошего ремонта. По грудам пепла и обгорелым головешкам хмуро бродят несколько мужчин. На мой вопрос, как все произошло, один из них произносит многозначительную фразу, которая тут же расставляет все по своим местам.

— Выпивали! С утра выпивали… Часа в три дня я спать пошел, а проснулся, когда уже в носу и горле першить начало. Глаза открыл — кругом дым, я бегом на улицу. По пути еще крикнул: «Горим!», — это говорит Виталий, единственный, кому удалось выжить во время пожара. — Я на улице в себя пришел, отдышался, а потом понял, что следом никто не бежит. Обратно, было, сунулся, но только до середины коридора дополз — задыхаться начал. Пришлось бежать к соседям, просить пожарных вызвать. Они быстро, минуты через четыре, приехали.

Как отмечается в оперативной сводке, сигнал о возгорании поступил с большим опозданием. К моменту прибытия огнеборцев из дома шел густой черный дым, виднелись языки пламени. Спасти находящихся внутри людей уже не представлялось возможным. 

— Одна из женщин была обнаружена у входных дверей, причем головой к выходу, то есть, скорее всего, пыталась выбраться из дома. Вторая сидела в кресле, третья в комнате на полу вместе с ребенком, — делится старший дознаватель отдела надзорной деятельности по городу Свободному и Свободненскому району Олег Киптилый. — Скорее всего, они что-то почувствовали, зашевелились, но спастись уже не смогли. Если судить по опросам Виталия и соседей, то взрослые были пьяны и, вероятно, крепко уснули. Ребенок, видимо, тоже улегся за компанию со всеми. 

Как говорят специалисты, от дымного угара сон только крепчает. Под воздействием алкоголя организм совсем перестает реагировать на внешние раздражители. Подобные случаи в Свободном, да и в других городах Приамурья, далеко не редкость. Но все же эта трагедия выделяется на фоне остальных.

— У нас гибель пятерых человек классифицируется как чрезвычайное происшествие, — дополняет коллегу заместитель начальника отдела надзорной деятельности Алексей Баженов. — Здесь четверо, но назвать такой пожар рядовым язык не поворачивается. Во-первых, дом достаточно добротный, кровля даже от огня не пострадала, хотя внутри жилых помещений все повреждено. Во-вторых, там у них какие-то соленья, заготовки, все вроде бы как у людей. Алкоголиками законченными не назовешь. А если выпивали по случаю, то значит, этого случая хватило. 

Над выяснением причин сейчас работает испытательная пожарная лаборатория. Версий много, но в качестве наиболее вероятной рассматривается неосторожность в обращении с огнем при курении. Температура тления сигареты может достигать 400 градусов, а в доме жили почти все курящие. По словам самого Виталия, он находил окурки и спички даже под подушкой у пятилетнего мальчишки, который с ним проживал. 

— Правда, хочу отметить, что в районе постели ребенка ничего подозрительного не обнаружено, поэтому мы не торопимся его обвинять, — уточнил Алексей Баженов. — В любом случае, я думаю, вы понимаете, кто во всем виноват… 

Решили посидеть

Что ж, выводы действительно напрашиваются сами собой. Не хочется заниматься популизмом и начинать на газетной странице винить во всем выжившего Виталия и тех погибших, что взялись за стакан. Мертвым уже все равно, а живой — если сам не понимает, то в призывах задуматься нет никакого смысла. Если же все-таки что-то осознает, то ему и так нести этот крест всю оставшуюся жизнь. Наказание ли это?

Он пока не выглядит слишком подавленным, но, скорее всего, осознание потери придет несколько позже. Там, в доме, погибли его родная мать, гражданская жена со своим ребенком, а также подруга семьи. Причем, по словам очевидцев, мальчик был найден под телом своей матери. Что это — попытка накрыть, спасти, заслонить от опасности, осознание которой пришло слишком поздно и не в том состоянии? 

Пытаюсь спросить Виталия о причинах празднования, он пожимает плечами — мол, зашла знакомая, решили, что называется, посидеть. Посидели… По-человечески жаль всех, но за пятилетнего Никиту, ставшего заложником и жертвой взрослой безалаберности, еще и обидно. И тут же удается выяснить, что его старшим братьям несказанно повезло. 

— У этой женщины есть еще трое детей, прав на которых она была лишена несколько лет назад, — делится подробностями исполняющая обязанности заведующей отделением профилактики и безнадзорности несовершеннолетних центра соцобслуживания «Лада» Оксана Горская. — Их воспитывает родной отец. Никита оставался с Галиной (имя погибшей женщины) только потому, что он родился уже после процедуры лишения ее родительских прав и разрыва с бывшим супругом. 

Не совсем понятно, кто является отцом погибшего мальчишки. Виталий принял эту женщину, когда ребенку было уже два месяца. Удивительная деталь — имея медицинское образование (!), 37-летняя Галина наотрез отказывалась от помощи по трудоустройству. В качестве причины называла необходимость присмотра за Никитой, хотя путевку в детский сад им тоже предлагали (а ведь мальчишка, возвращаясь из садика в тот день, вполне мог опоздать на этот пожар). Получается, малыш целыми днями сидел дома, смотрел на взрослых, учился курить… и рисковал жизнью. 

Виталий тоже не работает и, по его собственным словам, на жизнь зарабатывает калымами. Плюс пенсия погибшей мамы. 

— Семья попала в наше поле зрения не так давно, буквально в апреле этого года, — продолжает Оксана Горская. — То есть были тревожные сигналы, но в то же время конкретных оснований для изъятия ребенка из семьи не имелось. Во время наших посещений там было все, как говорится, наварено, наготовлено, чисто. Продукты питания у них имелись. Есть сведения, что Виталий, напившись, мог выгнать гражданскую жену из дома, идти ей некуда, родственников нет, работы тоже. Мы отслеживали ситуацию и в последний раз были у них в начале октября. Тогда ничто не предвещало беды. То есть они все находились в нормальном состоянии, ребенок не голодный.

Людей не вернешь

 Вся эта история — сплошной клубок противоречий. Очень многое не вяжется между собой. Получается, в погибшей семье пили редко, но достаточно метко. С другой стороны — окружающая ухоженность, дом, построенный руками родного отца Виталия. Он сам вместе с братом много помогал на этом строительстве. Внутри подвесные потолки, свежие рамы, евроотделка. На подворье неплохое хозяйство. Говорят, даже поросята имелись. 

В то же время, когда Виталия спросили, на какие средства он собирается хоронить родных и близких, тот только растерянно развел руками. Скорее всего, помогут родственники. На момент нашего присутствия в доме уже находились люди. Сергей, родной брат Виталия, работает вахтами, но примчался из Сковородина в тот же вечер. К дому постепенно подтягиваются дяди, тети, овдовевший отец, гостивший у племянника в Благовещенске… 

Спрашиваю Виталия по поводу дальнейшей жизни — он устало машет рукой в сторону времянки во дворе. Скоро зима, трудновато придется. Но в этом ли главная проблема? Выгоревший дом, даже на взгляд неспециалиста, вполне можно восстановить. Все, что потребуется, — это новая внутренняя отделка. Но людей не вернешь и не отделаешь. И ладно бы все стали жертвами собственного похмелья. Был же кто-то трезв. Возможно, пожилая хозяйка дома. И уж точно неразумный мальчишка в окружении взрослых людей. Он как дитя у семи нянек... 

К слову, с начала года во время пожаров погибли 6 маленьких амурчан. Причиной трагедии во всех случаях послужила халатность взрослых.

Возрастная категория материалов: 18+