Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №22 (28964) от 10 июня 2021 года
Издается с 24 февраля 1918 года
17 июня 2021,
четверг

Школе нужен учитель-актер

Учитель года-1993 из Брянска поделился опытом и стихами

Общество

Свой мастер-класс для будущих педагогов заслуженный учитель РФ, победитель Первого Всероссийского конкурса «Учитель года-1993» Олег Парамонов посвятил творчеству Пушкина. Профессор литературы из Брянска, побывавший в Благовещенске на прошлой неделе, сам пишет стихи. Поэтому первое, что он сделал на мастер-классе, — ошеломил будущих коллег своими виршами из пушкинских цитат. Вторым его шагом была просьба отделить Пушкина от Парамонова. Такой необычный анализ литературного произведения учит бережно относиться к поэтическому слову, уверен Олег Геннадьевич. После мастер-класса корреспондент АП задала гостю из Брянска несколько вопросов.

Школе нужен учитель-актер / Свой мастер-класс для будущих педагогов заслуженный учитель РФ, победитель Первого Всероссийского конкурса «Учитель года-1993» Олег Парамонов посвятил творчеству Пушкина. Профессор литературы из Брянска, побывавший в Благовещенске на прошлой неделе, сам пишет стихи. Поэтому первое, что он сделал на мастер-классе, — ошеломил будущих коллег своими виршами из пушкинских цитат. Вторым его шагом была просьба отделить Пушкина от Парамонова. Такой необычный анализ литературного произведения учит бережно относиться к поэтическому слову, уверен Олег Геннадьевич. После мастер-класса корреспондент АП задала гостю из Брянска несколько вопросов.

— Олег Геннадьевич, вы много ездите по стране, можете сравнивать. Что вам нравится или не нравится в современной школе, в работе учителей? 

— Интересно, что в разных регионах, в разных школах мне всегда задают один и тот же вопрос: что вам нужно из техники для открытого урока? Школы сегодня технически вооружены прекрасно, есть мультимедийные средства, компьютеры, цифровые доски. Но мне ничего не надо. И вот, когда входишь в класс — первое, что видишь, это глаза детей. И мне самому интереснее, когда я не знаю, с чего начну диалог. Я должен заглянуть им в глаза сначала, чтобы почувствовать класс. Конечно, я знаю тему урока, я готов, но вот с чего начну разговор — это запланировать невозможно. А когда потом дети пишут анкету, что им понравилось, что нет, они отвечают: «С нами разговаривали». Это как раз то, чего не хватает современной школе: с детьми нужно разговаривать!

Когда я начинал работать в 1974 году, я приносил магнитофон на урок, тогда это было ново — когда проходили Достоевского, у нас звучали записи Высоцкого, понять «Войну и мир» помогали песни Окуджавы. Это мне было интересно. Но потом техника появилась в каждом доме. Когда компьютеры были редкостью, их использование на уроке тоже вызывало интерес, привлекало детей. А теперь, когда все это есть в каждом доме, да еще и в школе то же самое, ученика это утомляет. Он соскучился по живому слову, по живому общению. И когда учитель начинает с ним разговаривать, это дороже, доходчивее и привлекательнее. Раньше говорили — о, мужчина в школе, уже победил! Сегодня я бы сказал, что говорящий учитель уже побеждает учителя технически оснащенного, но неразговорчивого. 

— Ваш педагогический стаж — почти 40 лет. Время идет, школа меняется. Сегодняшней школе чего, на ваш взгляд, не хватает?

— Внимания со стороны правительства и государства. Я вспоминаю сцену из КВН — выносят одного из участников команды (учителя) на руках. И кто-то говорит: да поставь ты учителя на ноги! Нет, учителя на ноги ставить не надо, его как раз надо носить на руках. Ведь в школе остаются самые стойкие. Хотя есть разные преподаватели, не будем скрывать, соотношение случайных и неслучайных — 50 на 50. Но вот, чтобы те 50%, на которых держится школа, ее не покинули, надо их стимулировать. Чем? Уважительным отношением, зарплатой. 

— Недавно в минобразовании обсуждался новый проект, предлагающий поделить учителей на категории: новатор, исследователь, наставник, оратор… Вы бы какую категорию добавили? 

— Учитель-актер! Я считаю, что преподавание, особенно филологических дисциплин, и особенно сегодня, — это творчество. Сегодня наши ребятки очень подкованы, особенно по информатике, и благодаря общению с компьютером они до многого доходят сами. И сейчас как никогда преподавание должно делать крен в сторону искусства, а учитель должен быть самодостаточной личностью. 

— Недавно прозвучала идея о введении в старших классах уроков словесности — вместо русского языка и литературы. Ваше мнение?

— Александр Сергеевич Пушкин сказал, что в одну телегу впрячь неможно коня и трепетную лань. Но мы все время впрягаем. Это очередной эксперимент, а к экспериментам учителям привыкать не приходится. Если учитель — личность, он разберется и в этом эксперименте. Русский язык мы преподаем на основе классических образцов, сочинения в среднем и старшем звене пишутся на основе литературных произведений. Так что сочинение — это литература, а работа над грамматическими, орфографическими, стилистическими, пунктуационными ошибками — это русский язык. Переживем! 

— Сегодня много жалоб на то, что дети не читают. А ваши — читают?

— Не хочу показаться нескромным, но мои — читают. Я говорю и об учениках, и о собственных детях и внуках. Почему читают? Потому что на уроках воздействует не техника, а живое слово учителя. Можно войти в класс и сказать: «Здравствуйте, дети, мы сегодня будем изучать творчество Николая Васильевича Гоголя. Николай Васильевич Гоголь писал о том, что…» ну и так далее. А можно войти, поднять какого-нибудь ученика, осмотреть придирчиво со всех сторон и сказать: «А поворотись-ка, сынку, экой ты смешной!», а потом еще и потолкаться. И сказать — ну какая странная семья, сыновья приехали, давно отца не видели, а он с ними с ходу драться начинает! А вот почитаете и узнаете, что за семья, почему они такие, непохожие на нас. А может, чем-то похожи? И ребятишки читают, им же интересно! Прозаическое или поэтическое слово должно заражать, заставлять обратиться к первоисточнику. 

— Как вы относитесь к ЕГЭ?

— Начинаем приспосабливаться. Я поначалу был непримиримым противником такой формы проверки знаний. Но многие мои ученики, которые уже сами стали преподавателями, говорят: не надо, не критикуйте. Для талантливых учителей ЕГЭ оказался той материальной поддержкой, которую им недодает государство. То есть государство им ее косвенно оказало — из кошельков родителей. Репетиторство по ЕГЭ стало очень популярно. 

А сам я из прошлого века, я за устный экзамен. Даже если ученик списал — он же отвечал не по бумажке. Это развивало стройную речь, дети могли говорить. А сейчас — короче, и все. Я даже написал четверостишие:

Я заметил, между прочим, 

От многословия дурея, 

Чем чаще говорят «короче», 

Тем речь становится длиннее. 

К ЕГЭ мы приспособились. Но это не всегда показатель успешности. У меня есть студентка, спортивного вида такая девочка, я спрашиваю: почему ты выбрала эту специальность? Она говорит: «Да я хотела поступить на физкультурный факультет, но баллов не хватило, а на филфак прошла. Но я не жалею — я здесь впервые «Героя нашего времени» прочитала. Мне понравилось!» Это второй курс филфака! Вот какие чудеса творит ЕГЭ.

В окружении классиков

Олег Парамонов — автор нескольких поэтических сборников, его стихи включены в поэтическую антологию поэтов 20-го века «С любимыми не расставайтесь», там стихи Парамонова, в соответствии с алфавитом, размещены между Булатом Окуджавой и Борисом Пастернаком. На это соседство учитель и поэт отозвался четверостишием:

Не нужно ни денег, ни славы, 

А только стоять бы вот так:

С одной стороны — Окуджава, 

С другой стороны — Пастернак.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Амурским студентам предлагают получить два диплома на бюджетной основеАмурским студентам предлагают получить два диплома на бюджетной основе
Светлана Яковлева: ​«Решить кадровые проблемы школ за один год нельзя»Светлана Яковлева: ​«Решить кадровые проблемы школ за один год нельзя»
Студенческий городок с коворкингом и фуд-кортом планируют построить в пригороде Благовещенска
Симуляторы комбайна и коровы: в Амурском аграрном колледже оборудовали современные мастерские
«Диджитал»-ликбез: эксперты бесплатно научат амурчан цифровой грамотности
СИБУР поможет готовить амурских педагогов к новым вызовам в образовании
За звание учителя будущего поборется команда благовещенского лицея №6 
Начальные классы смогут учиться в Амурском доме научной коллаборации
Василий Орлов обсудил с депутатами самые острые вопросы от амурчан
Лагеря «Колосок», «Василек» и парк «Патриот» объединят в единый кластер под Благовещенском
Дом научной коллаборации открылся в Благовещенске

У Раков легкий день для общения с детьми, а у Львов — для принятия себя: гороскоп на 17 июняСоветы
Демографическую политику Дальнего Востока обсудят на конференции в ЧитеОбщество
Затерянный мир на Дальнем Востоке: в прокат выходит фильм о самых северных динозаврахОбщество
Часть дорог в Приамурье закроют для большегрузовОбщество
Коронавирусной пневмонии стало больше: COVID осложнился у 10 амурчанКоронавирус
Росавтодор изучает пострадавшие от воды дороги в ПриамурьеОбщество

Читать все новости

Общество

Демографическую политику Дальнего Востока обсудят на конференции в Чите Демографическую политику Дальнего Востока обсудят на конференции в Чите
Затерянный мир на Дальнем Востоке: в прокат выходит фильм о самых северных динозаврах
Часть дорог в Приамурье закроют для большегрузов
Строительство нового кардиоцентра в Благовещенске обойдется в 760 миллионов
Росавтодор изучает пострадавшие от воды дороги в Приамурье
Система Orphus