Фото: Андрей ОглезневФото: Андрей Оглезнев

Анна Петровна:

— Очень жаль, что современные педагоги — последователи Макаренко и Сухомлинского — забывают о психологии школьника и чувстве стадности. Мой сын, может, дома и не ест «чокопаи» и вафли, а в школе точно будет. Потому что Вася, Миша, Петя на каждой перемене бегают в чудо-ларек, шелестят обертками, жуют. И фантики, валяющиеся по школе, как будто никому не мешают. С момента установки «Уникума» мой ребенок перестал отдавать сдачу, а недавно «проиграл» в автомате доппитания сто рублей, данные на канцелярские товары. «Однорукий бандит» работает бесперебойно, дети рассказывают, что его пополняют пищевой химией после каждой перемены. Два года мы просим директора нашей первой гимназии установить за наши же деньги в коридоре индивидуальные шкафчики для хранения физкультурной формы, шапок, шарфов и прочей мелочи. Этого нам сделать не разрешают, ссылаются на тесноту и противопожарные правила. А автомату — зеленый свет.

Семен Трушин:

— Да что плохого в этих автоматах? Мы сами в советском детстве пили газировку бутылками, ели батончики и коржики. Ничего страшного с нами не произошло. Если человек сладкоежка, он всегда найдет, где купить конфетку. Но если нет, то сам себя ограничит. Вот мои дети после Нового года вообще на сладости не смотрят, потому что организм уже взял столько, сколько ему необходимо. Установить такой автомат зимой — очень мудрое решение. Хоть буду уверен, что мои дети не побегут на перемене по морозу из четвертой школы в киоски около рынка. Каждую перемену они там покупали хот-доги, напитки, шоколадки. И если старшеклассники додумываются нацепить шапки, то малышня бежит по холоду в чем есть. А потом начинаются эпидемии ОРВИ, пневмонии и гриппа.

Евгения Смирнова:

—Самая вкусная шоколадка — та, что съедается втайне от родителей и в компании лучших подружек. И перемены в школе как нельзя лучше подходят для подобных занятий. Вот только появление автоматов может превратить невинное развлечение в серьезную проблему. Покупка сладостей в магазине сопряжена с общением с продавцом или кассиром. Нагрести гору «марсов» и «сникерсов» многие ребята побоятся, ведь взрослая тетя может догадаться, что родители за такое отругают. А вдруг продавец расскажет маме с папой? Конечно, не самая сильная защита, но все же способная оградить ребенка от необдуманного поступка. А вот автомат, наоборот, приглашает к покупкам. Во-первых, никакого контроля со стороны взрослых. Во-вторых, добывание «вкусностей» превращается в забавную игру: кинул монетку — получил батончик. В итоге вместо одной одобренной родителями шоколадки ребенок получает целую гору сладостей на обеденные или проездные деньги.

Зинаида Тимофеева:

— Моя дочь учится во втором классе. Иногда даю ей немного карманных денег — на булочку с чаем в школьной столовой (помимо этого, у них есть горячие завтраки). Когда появился автомат, она стала покупать на эти деньги бутилированную воду с добавками, которую я ей пить не разрешаю. Ей просто нравится сам процесс — пить из бутылочки. В содержимом же она особо не разбирается. Ее подруга вообще потратила в автомате за один день несколько сотен рублей, которые родители дали ей на школьные завтраки. Возможно, более взрослым детям этот автомат каким-то образом полезен. Но маленькие еще не до конца понимают, что такое деньги и куда их можно тратить. Это просто соблазн, с которым не все могут справиться. Кроме того, почти все, что там продается, содержит чудовищное количество сахара, что не полезно детям, что бы там ни говорили. А стоит эта штука на самом видном месте, и возле нее всегда очередь.