Свободненская образцовая автомобильная школа ДОСААФ одна из немногих на Дальнем Востоке готовит для армии механиков-водителей МТ-ЛБ. В конце декабря первый выпуск «танкистов» уже отправился служить на Сахалин, Камчатку и Курилы. На смену им пришли новые армейские кадры.

Готов — значит вооружен

Для чего нужно сцепление, что такое трансмиссия, как работает пятиступенчатая коробка передач… Осилить столь важные вещи можно только на теоретическом занятии по изучению устройства грузового автомобиля. Подготовлен — значит вооружен. На ученической парте лишь тетрадь, ручка и сборник Правил дорожного движения. Остальные знания в голове.

Сегодня в Свободненской школе ДОСААФ постигают азы военного дела 60 юношей призывного возраста от 17 до 20 лет, которые приехали на трехмесячную учебу со всех уголков Приамурья. Из этих стен они выйдут уже специалистами — водителями грузовых автомобилей категории «С» и механиками-водителями МТ-ЛБ. И по первому призыву отправятся в войска. Поэтому порядки здесь не шуточно-студенческие, а серьезные, армейские.

Живут будущие солдаты в студенческом общежитии на казарменном положении. Они обеспечены военной формой и трехразовым питанием. Все расходы берет на себя государство — военное образование для одного человека обходится в 30 тысяч рублей.

Курить можно только в строго отведенных местах, а лучше вообще отказаться от пагубной привычки. Если нарушил запрет — получай наряд вне очереди: иди работать на кухню или чистить снег. Воспитанники образцовой автошколы учатся в две смены.

— Сюда ребята приходят по направлению военкоматов Приамурья, — уточняет начальник Свободненской образцовой школы ДОСААФ Сергей Яцух. — В течение трех месяцев мы должны из необстрелянных воробьев вырастить высококлассных специалистов для вооруженных сил. Процесс обучения идет непрерывно круглый год. Водителей категории «С» здесь обучают с 70-х годов прошлого столетия. Прошлым летом нам поставили задачу расширить спектр военных специальностей и приступить к подготовке механиков–водителей МТ-ЛБ. За короткий срок мы обеспечили учебно-материальную базу, прошли лицензирование. Из Белогорска перебазировали тяжелую учебную технику. В октябре начались занятия, а в декабре мы уже выпустили первую десятку специалистов. География службы наших воспитанников широка — от Кавказа до Курил.

Дави на ГАЗ

В учебном гараже звучит команда: «Взвод! Равняйсь! Смирно! Выявить неисправность и устранить».

— ЗИЛ и ГАЗ — машины серьезные. Поэтому без всяких там церемоний, — наставляет мастер практического обучения Александр Макеев. — Главное — безопасность. Чтобы попасть под капот, необходимо ухватиться за упоры.

Эту школу Александр Арнольдович сам прошел в 1969 году. Попал в войска ПВО на Сахалине. После демобилизации пришел в родные стены и остался. Его мастерский стаж растянулся на сорок лет. По стопам отца пошли два сына. После окончания автошколы один уже отслужил на Сахалине, другой скоро отправится по призыву. «Каждый мужчина должен отслужить, — считает Александр Макеев. — Если ты не побывал в армии, значит, неполноценный человек. Раньше на такого девчонки даже не смотрели».

Будущий водитель грузовика Александр Зотов приехал из Февральска Селемджинского района. Сейчас ему только 17 лет.

— 26 мая мне исполнится 18, и я сразу отправлюсь в автомобильные войска, — поясняет юноша. — Здесь все интересно. Я уже садился за руль ЗИЛ-131. Иногда за рулем такой махины становится страшно. Боишься встречного автомобиля, боишься, когда тебя обгоняют. Вдруг ненароком легковушку раздавишь.

В классе, где занимаются механики-водители бронетранспортера, — звериный рев мотора. В задачу педагогов-наставников входит не только научить юношей кататься с ветерком на многоцелевом транспортере легком бронированном (МТ-ЛБ), но и обслуживать серьезный многотонник.

При виде этой зверь-машины у вчерашних мальчишек горят глаза. Если ты укротил плавающий броневик, значит, тебе по плечу многое. Самооценка растет в геометрической прогрессии: «Если я умею управлять убойной силой нашего государства, значит, могу все». Посидев хоть раз за рычагами, мальчишки становятся мужчинами. После такой подготовки можно и в бой.

— У плавающего броневика совсем другие возможности, — не без гордости рассказывает курсант Александр Мелкозеров из поселка Магдагачи. — Проходимость как у танка, и пулемет есть. МТ-ЛБ пройдет любые препятствия. Разве их на легковушке или грузовике осилишь?! Это серьезная машина, которая выполняет сложные боевые задачи. Мне это очень интересно, хотя за рычаги МТ-ЛБ я еще не садился.

Автодром — поверка на прочность

Маршрут вождения гусеничного тягача пролегает меж сосенок. Все здесь максимально приближено к военно-полевым условиям. В броневике один курсант и один мастер по вождению. Инструктор при помощи флажкового семафора дает сигнал к бою. Парни лихо запрыгивают в кабину. Машина рвется в бой. Денис Балачков водит тягач так же фигурно, как танцует Волочкова.

— Даже лучше, — шутит заместитель начальника автошколы Борис Гладышев. — За сегодняшнее вождение курсант получил пятерку. Все этапы прошел безукоризненно. Правда, подцепить пушку удалось не сразу. Но этот момент мы будем еще отрабатывать.

За плечами 18-летнего Дениса Балачкова двадцать часов вождения бронетраспортера, отличные оценки за теоретическую подготовку. К будущей службе парень готовится основательно.

— Мне это поможет и в армии, и в штатской жизни, — считает курсант. — А вообще я хочу остаться служить. Родители и друзья мой выбор одобряют, поддерживают. Когда сидишь за рычагами МТ-ЛБ, подымаешься в гору, преодолеваешь другие препятствия, появляется азарт. Огромная мощь под руками. «Жигули» по сравнению с этим такая мелочь, пустышка. Такое ощущение, что ты уже в армии. Хочу попасть в пехоту. А чего бояться, в жизни надо все испытать.

Нелегко в учении, легко в бою. В армии ценятся хорошо подготовленные кадры. Современные вооруженные силы должны быть действующими, мобильными, готовыми к любому вооруженному конфликту. Поэтому автомобиль, танк, гусеничная техника в особом почете. Служба длится всего год, и на адаптацию новобранцев и обучение лишнего времени нет. В войсках выпускники автошколы сразу получат на обслуживание «Урал», ЗИЛ и МТ-ЛБ и начнут выполнять боевые задачи. Толковый солдат — хороший солдат. А потому почет ему и уважение, а также возможность после службы остаться в вооруженных силах. Тем более что водители категории «С» и механики-водители МТ-ЛБ — специалисты широкого профиля. Они нужны и в армии, и в мирной жизни. На гражданке можно работать водителем вездехода. В условиях дальневосточной тайги гусеничные тягачи нужны в геологии при разработке месторождений и золотодобыче, при строительстве ГЭС, космодрома, нефте- и путепроводов и прочих отдаленных и труднодоступных объектов. Так что эти ребята выбрали важную и действительно нужную профессию.

18 000 курсантов выпустила Свободненская образцовая автомобильная школа ДОСААФ с момента ее основания в 1939 году. Всего в России 12 образцовых школ ДОСААФ. На Дальнем Востоке Свободненская автошкола единственная, где готовят механиков-водителей МТ-ЛБ.