На уроке биологии в серышевской школе № 2 дети и учитель используют ноутбуки и интерактивную доску.На уроке биологии в серышевской школе № 2 дети и учитель используют ноутбуки и интерактивную доску.

— Марина Григорьевна, мы получили немалые средства. Но это все равно меньше, чем год назад. С чем это связано?

— В прошлом году Амурская область получила на модернизацию образования 560 миллионов рублей. Мы добились позитивных результатов и сумели доказать на федеральном уровне, что нам нужно продолжать оснащение школ современным оборудованием. Ведь федеральных денег на наши проекты просто так никто не даст, мы должны объяснить, зачем нужна каждая копейка и какой мы получим социальный эффект от ее вложения. Деньги, поступившие из федерального бюджета на модернизацию в 2012 году, мы освоили полностью. В этом году нам выделили 370 миллионов рублей. Сумма по сравнению с прошлым годом уменьшена, но это связано с тем, что общий объем средств на модернизацию образования в стране снизился с 60 миллиардов рублей в прошлом году до 40 миллиардов в текущем. Всего же Приамурью за три года выделено более миллиарда рублей на модернизацию образования.

— Какие достижения в системе образования Амурской области позволили региону претендовать на федеральные деньги?

— Одним из условий было то, что средняя зарплата учителей должна быть не ниже средней по региону. Мы это условие выполнили, причем Приамурье вместе с Москвой и Карачаево-Черкесией вошло в тройку первых по России, кто это сделал. Следующий показатель, сыгравший на то, что нам нужно и можно давать деньги, — мы вошли в семерку субъектов РФ, где обеспечение детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в дошкольно-образовательных учреждениях составило 100 процентов. Еще один позитивный результат — приобретение учебно-лабораторного оборудования. У нас ни одна средняя школа, даже самая маленькая малокомплектная, не осталась без внимания, все получили минимум по одному автоматизированному рабочему месту учителя. Мы заменили во всех школах компьютерную начинку — поставили современное лицензированное программное обеспечение. Оборудовали видеокамерами учебные кабинеты, где будет проходить государственная итоговая аттестация. Купили 51 школьный автобус, хотя было заявлено 49. Но у нас остались деньги после проведенных торгов, и на них мы смогли докупить еще два автобуса. Сэкономленные средства, оставшиеся после закупки разного оборудования, мы направили на ремонт калининской школы Михайловского района, которого она ждала 70 лет.

— На что в первую очередь направляются полученные средства?

— На оснащение школ оборудованием, создание современных условий обучения детей и доступного образования. Мы приобрели учебные кабинеты литературы, физики, истории, русского языка, химии, начальных классов, биологии, ОБЖ, где вся начинка — электронная, где применяются ИКТ-технологии. Второй момент — повышение квалификации учителей, чтобы оборудование не простаивало, а работало с полной отдачей. Оснащение школ продолжим и в этом году, мы должны обеспечить интерактивными досками начальную школу и насытить оборудованием третью ступень (10—11-е классы), на которой начинается профильное обучение. У нас есть медицинские и пограничные классы, и сейчас мы говорим о развитии аэрокосмических классов. Также есть уникальный опыт в школе села Первомайского Тындинского района, где сохраняют быт и культуру эвенков. Для них мы покупали чумы, снегоходы и даже наборы для бисероплетения. Это все — на средства, полученные на модернизацию образования.

— Сегодня в Приамурье развивается новое направление — дистанционное образование.

— Мы закупили компьютерное оборудование на 100 миллионов рублей, у нас по области создано 60 дистанционных ресурсных центров, осваиваем новые модули дистанционного обучения. Первой ласточкой стали уроки для детей-инвалидов. А сейчас с помощью дистанционного обучения можно работать с отдаленными и труднодоступными селами. Мы даже систему дошкольного образования переводим на новые технологии.

Но есть громадная проблема, я о ней говорила, когда защищала наш проект в федеральном министерстве. У нас очень слабая интернет-связь, особенно это касается отдаленных территорий. В школе в селе Ивановском Селемджинского района несколько лет нет учителя английского языка. Мы могли бы организовать дистанционное обучение, но плохое качество интернет-услуг не позволяет это сделать. Та же проблема с отдаленными школами в Серышевском и Шимановском районах.

— На что пойдут средства, выделенные на модернизацию в этом году?

— Порядка 100 миллионов рублей потратим на ремонт. В прошлом году мы привели в порядок 32 школы. В этом году в первую очередь ремонт ждет те учреждения образования, которые находятся в аварийном состоянии. Планируем закупить еще 45 автобусов. К новому учебному году будут закуплены учебники для начальной школы и 5—6-х классов, которые учатся по новым федеральным государственным стандартам. Дети получат их бесплатно. Часть средств будет направлена на повышение квалификации педагогов.

«Вокруг ЕГЭ много лишней суеты» 

— Сегодня много критики в адрес ЕГЭ. Единый госэкзамен вводился как независимая оценка качества знаний. Его задача — создать у ребенка мотивацию, что он и только он является носителем знаний. Ему никто не подскажет, не повысит оценку по каким-то субъективным причинам. Но у нас вокруг ЕГЭ появилось много лишней суеты: репетиторство, натаскивание. На самом деле все это неважно — главное, чтобы ребенок мог рассчитывать на свои знания. У нас есть примеры, когда дети из глубинки получают гораздо больше баллов, чем ребята из областного центра, с которыми занимались репетиторы.

В прошлом году математику сдали плохо. На мой взгляд, главный вывод — надо обеспечить психологический настрой ребенка, его готовность применить свои знания. Когда анализировали итоги, выяснилось, что очень многие пострадали от невнимательности: например, если ответ 23, выпускник пишет 32. Ученик на экзамене должен показать свою предметную и социальную компетентность. Нужно рассчитывать на свои знания, и эти знания нужно получать все 11 лет обучения.

379 образовательных учреждений работают в Приамурье.