• С высоты 100 метров над землей Ил-76 покрывает водой около 500 кв. м.
  • Через остекленный пол кабины штурман определяет цель, задает координаты и траекторию тушения.
  • Командир борта Олег Тынянкин всегда вовремя командует о сливе жидкости, чтобы не промазать.

На леса Амурской области вылито более 670 тонн воды. С их помощью удалось потушить и локализовать с десяток природных пожаров. Вместе с экипажем в небо над Приамурьем отправились корреспонденты АП.

В предпраздничный день, 8 мая, на взлетной полосе военного аэродрома «Украинка» в Серышевском районе красовались два тяжеловесных Ил-76. Военно-транспортные самолеты, привлеченные в Амурскую область для тушения лесных пожаров, готовились к полету. Рядом хлопотали техники и бортоператоры. На то, чтобы залить воду, проверить двигатели и бортовые системы, экипажу из семи человек отпущен час, не больше.

Не свой профиль

Для тушения природных пожаров грузовые «ильюшины» российских ВВС оборудованы выливной системой. По сути, это две огромные цистерны. Емкости занимают весь борт: каждая вмещает 21 тонну воды. На заполнение резервуаров водой уходит несколько часов. На сброс — 10 секунд.

Командир борта майор ВВС Олег Тынянкин перевозит и десантирует грузы на Ил-76 уже не первую пятилетку, однако профессию воздушного пожарного освоил только два года назад. В 2012 году министр обороны принял решение перепрофилировать летчиков и технику для борьбы с лесными пожарами, чтобы использовать в помощь регионам.

Олег Тынянкин является самым опытным в тушении природных пожаров среди военных летчиков. Боевое крещение майор получил в 2013 году на пожарах в Красноярском крае.

— Сложность заключалась в том, что там несколько иной рельеф местности. В Красноярском крае много сопок и возвышенностей. Здесь, в Амурской области, больше равнинных площадей. Это, конечно, серьезно облегчает задачу, — оценивает проведенную неделю в Приамурье командир военного самолета.

Пилоты заняли место у штурвала, диспетчеры отдали команду «на взлет». 200-тонная мощная махина резво набрала высоту. Впереди — Мазановский район.

Всем стоять — работает Ил

В нашем регионе каждый Ил-76 делает не более одного рейса в сутки, хотя может выполнять четыре вылета. Но не потому, что больше нет потребности. Помимо летчиков в погонах, тушением пожаров с неба в Приамурье занимается авиация региональной лесоохраны. Военных же направляют туда, где обстановка с пожарами особо напряженная.

— Наверное, был бы не самый лучший вариант событий, если бы на высоте 100 метров в лоб нам прилетел какой-нибудь Ан-2 или Ми-8, — говорит штурман, подполковник военной авиации Сергей Самойленко. — Диапазон высот у нас большой, поэтому нам выделяют определенный промежуток времени, как правило, с 12 до 14 часов. Когда мы работаем, все остальные стоят.

Для подполковника Самойленко работа в Амурской области — первый опыт тушения пожаров. Сам авиатор говорит, что овладел новым интересным и динамичным видом деятельности военно-транспортной авиации.

— Ну а что делать? В такой ситуации, как у вас, без нашей помощи будет сложно, — четко подметил штурман.

Глазастый экипаж

На почти километровой высоте обывателю достаточно сложно понять, как можно вылить воду и попасть аккурат в очаг возгорания. Кажется, что задача почти невыполнимая для такого тяжелого самолета, летящего со скоростью около 500 километров в час. Представьте, вы едете в машине и смотрите на дорогу. Впереди яма. В определенный момент она выпадает из вашего поля зрения, потому что обзор вам перекрывает капот. Практически аналогичное ощущение одолевает в кабине пилотов — летчик должен обладать особым чувством, чтобы скомандовать о сливе жидкости, чтобы не промазать. Сомнения уходят, когда видишь 76-й Ил в деле.

Глазами пилота на таком самолете выступает штурман. Из его остекленной до пола кабины все видно отчетливо. Рядом в кресле помощника расположился местный летчик-наблюдатель из амурского лесхоза. Он лучше ориентируется на местности и подсказывает приезжим коллегам.

Первая точка пожара, заданная космической разведкой, — большая сопка в Мазановском районе. Делаем визуальный осмотр. Огня и дыма нет. Сплошные головешки и проплешины: больше выжженного, чем нетронутого. Сотрудник лесхоза предлагает сделать крюк, чтобы осмотреть соседние территории.

Вдалеке видим столпы дыма. Первый круг проходим на сухую, штурман определяет цель, задает координаты и траекторию. Проблема в том, что ветер гонит стену дыма прямо на нас. Из-за плохой видимости экипаж принимает решение зайти с другой стороны. Высота 500 метров, штурман выводит машину на цель.

Пике над девятым этажом

Самолет начинает резко пикировать. На высоте с девятиэтажный дом капитан дает сигнал. В этот миг техник пожарной системы вручную открывает люк — сброс. Буквально за секунды емкости опустошаются, и около 500 квадратных метров оказываются залитыми водой. Совершаем контрольный заход, чтобы посмотреть результат.

— Видишь, прямо по кромке очага прошли, — подводит итог штурман Сергей Самойленко. — Там уже пошел желтый дым, значит — потушили. Следом за нами с интервалом в 30 минут вылетел второй борт. Он пройдет по заданному нами курсу. Еще раз посмотрит и, если нужно, еще раз проутюжит.

Мы пронеслись над землей на расстоянии 60. По словам летчиков, это самая оптимальная высота. Выше подниматься нельзя, так как при сбросе вода распыляется и, испаряясь, не доходит до очага. Лететь ниже этого рубежа тоже не рекомендуется — вода попросту выйдет одним «комом».

— Пока всех поджигателей в Амурской области не отловят, работа у нас будет, — с небольшим разочарованием в том, что придется вылетать и на День Победы, сказал командир экипажа Олег Тынянкин, когда мы уже прилетели обратно на аэродром.

Из восьми самолетов, что в мае были присланы министром обороны на охваченный огненной стихией Дальний Восток, амурские «ильюшины» остались последними, кто по-прежнему трудится в небе. Вернее сказать, крайние. Слова «последний», как говорят летчики, в лексиконе авиаторов нет.

Дожди уменьшат число пожаров 

В Амурской области прогнозируют улучшение пожароопасной обстановки. Большую роль в этом сыграл накрывший регион циклон. Об этом сообщил областной оперативный штаб по тушению лесных пожаров.

Результаты дали и принимаемые в Приамурье противопожарные меры. Всего за прошедшие сутки на территории региона зарегистрировано 13 природных пожаров. Семь из них удалось потушить.

8 мая на территории Амурской области произошло 12 природных пожаров. Семь из них удалось потушить. По данным  департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, в Приамурье выгорело 324 гектара.

Возрастная категория материалов: 18+