• Новый паром на Гилюе сменил своего ржавого предшественника.
  • Измятую и убитую автотрассу хочется прикрыть зенитным огнем.
  • Андрей Сухомесов, глава Зейского района.

Добираясь до конечного пункта, спецкор «Амурской правды» сменил три автомобиля, один паром и узнал, что такое настоящая таежная романтика.

Экстренная эстафета

— Алло, ситуация изменилась! Я не смогу тебя в Зее забрать, КамАЗ на 63-м километре застрял. Не объедешь его никак. Тебя другой таксист до этого места довезет, а там ко мне пересядешь…

С этого звонка началось путешествие из Зеи в поселок Береговой. Звонил Игорь Кравцов, таксист, что уже пару десятков лет мотает километры проблемной автотрассы. Каждое утро собирает односельчан, везет их в райцентр, вечером обратно. На таких, как он, береговчане чуть ли не молятся — в его руках руль, а значит, возможность выбраться на большую землю. Там центральная районная больница, соцзащита, аптеки и всякие ведомства, выдающие нужные справки. По этой автодороге будущие матери отправляются в роддом, по ней же доставляются еда, почта, медикаменты...

Работа Игоря Кравцова — это череда внештатных ситуаций, и сегодня до него нужно еще добраться. Узнав о застрявшем КамАЗе, он тут же позвонил в город коллеге. Мол, вези моих клиентов навстречу, а там я тебе других пассажиров передам. Система экстренной эстафеты отработана годами и не дает сбоев.

Прикрой — атакую!

Сажусь в подкативший микроавтобус. Водитель тоже из береговчан, но живет в Зее. Едем на север, подпрыгиваем и подскакиваем. Сырая и неухоженная грунтовка в разводах луж и многочисленных ямах создает в желудке ощущение миксера. Дорогу перебегает медведь. К чему бы это? Примета оказалась хорошей — КамАЗ к нашему приезду успели вытащить, путь через легендарный 63-й километр оказался свободен. Правда, тревоги на душе не убавилось. Такое впечатление, что злополучный участок день и ночь бомбила фашистская люфтваффе. Взрытую, измятую, с торчащими в разные стороны досками трассу хочется прикрыть зенитным огнем. Навстречу подкатывает микрик Игоря Кравцова, начинается обмен пассажирами. Перекладываем вещи, едем дальше.

— Сегодня повезло, — оптимистично заявляет Игорь. — 63-й километр почти две недели был непроезжим. Так и мотались — от Зеи везет один таксист, потом люди идут пешком около километра по грязи и слякоти, с чемоданами и баулами, а там уже я их собираю. Вот пару дней дождя нет — подсохло, нам можно пробраться. Грузовики, правда, пока застревают. Доски, видел, из грязи торчат? Дорожники гать стелить пытались, но толку никакого. Один большегруз прошел — и все в щепки.

По словам Игоря, до нынешнего лета можно было ездить относительно комфортно. Сейчас активизировались многочисленные золотодобытчики, то и дело встречается тяжелая техника артельщиков. Дорога оказалась не готовой к увеличению нагрузки. С другой стороны, артели и прииски — это экономика района и рабочие места для тех, кто еще не разбежался из окрестных сел. Закрывать дорогу для большегрузов чревато, но и поддерживать ее в нормальном состоянии никто не спешит.

Дорогое путешествие

Новый паром на переправе через Гилюй начал работать в нынешнем году. Его предшественник, отметив 43-ю годовщину, ушел на свалку. В последние годы он дышал на ладан и часто простаивал. Выручали и продолжают выручать моторные лодки частников. Переезд — 100 рублей. Когда вода поднимается, причалы скрываются под волнами, новый паром тоже не ходит.

По этой же причине у Игоря Кравцова по другую сторону реки еще один микроавтобус. Стоит прямо на берегу. В случае проблем пассажиры доберутся до очередной машины на лодках — и можно продолжать путь. Общая стоимость проезда от Зеи до Берегового 850—900 рублей (в зависимости от количества задействованных машин). Ара Васильевна Николаева пенсионер, вынуждена периодически бывать в ЦРБ.

— Приходится из пенсии выкраивать две тысячи рублей, чтобы на прием попасть и домой вернуться, — рассказывает Ара Васильевна. — У меня хоть сестра в Зее живет, переночевать можно. Другие вынуждены за гостиницу еще платить. Если дорога размыта, то сутками там сидят.

Почти все вырученные деньги, по словам Игоря Кравцова, идут на ремонт микроавтобусов. Бездорожье разбивает в хлам ходовую часть, днище выгибается в обратную сторону. Пустить общественный транспорт не позволяет состояние самой дороги. За безопасность полноценного автобуса здесь не подпишется ни один трезвомыслящий чиновник. На дорогу всего в полторы сотни километров у нас ушло более пяти часов.

— Двадцать пять лет назад мы о таких проблемах не задумывались, — делится житель Берегового Владимир Павлов. — Самолеты в Зею четыре раза в день летали. Я в любой момент покупал билет за 17 рублей и вез дочку. В городе погуляли, отдохнули — вечером обратно.

На войне как на войне

В период распутицы в магазинах Берегового практически нет колбасы, фруктов, кисломолочных изделий.

— Хотя бы раз в неделю нужен КамАЗ продуктов, но у нас две недели автомобильное сообщение отсутствовало и паром не ходил — Гилюй из-за дождей поднялся, — сетует предприниматель и владелец продуктового магазина Марина Боровкова. — Все скоропортящиеся товары заканчиваются быстро, муку на лодках тоже не перевезешь. Ее запасаем впрок и печем хлеб уже на месте. Все остальное завозим только по необходимости.

Вопреки всему Береговой не выглядит заброшенным и убогим. Ухоженные огороды, по улицам бродит рогатый скот. Северяне привыкли надеяться на собственные силы. Оно, может, и хорошо, но со стороны ситуация выглядит архаично. 21-й век на дворе, космические корабли давно бороздят, а тут по-прежнему бомбардировщики и блокада.

Утром собираюсь в обратную дорогу. Среди пассажиров человек, которого все уважительно зовут дядя Гоша Джанаев. 89-летний ветеран имеет награды, ранения, воевал на знаменитых катюшах. Примерно раз в полтора месяца вынужден ездить в районную больницу. Приходится делать нехитрую плановую хирургическую процедуру. Делов на пять минут — дорожных мучений на весь день.

— Все болит, кишки растряс, — охает ветеран. Игорь Кравцов помогает дойти до приемного покоя районной больницы. Через час Игорь соберет желающих ехать обратно и вновь заедет за дядей Гошей. Для него это — дорога жизни.

МНЕНИЕ

Андрей Сухомесов, глава Зейского района: 

— Проблема размытых дорог в нынешнем году особенно актуальна. Минувшая осень была необычайно дождливой, зима снежной, весной и летом вновь много влаги. Земля напиталась водой. Это не оправдание, но все, что мы сейчас можем, — минимизировать последствия. Специфика автодороги Зея — Береговой в том, что она состоит из двух частей. От поселка Золотая Гора до Берегового — наш участок. От Зеи до Золотой Горы, включая злополучный 63-й километр, дорога областного подчинения, ее обслуживает Амурупрадор. К этой компании в прошлом году у нас были серьезные претензии. Вкладывать свои средства в эту дорогу по закону мы не можем, но оказать помощь в наших силах. Мы договорились с Зейским лесхозом, что они нам напилят 100 кубов леса. Кроме того, есть договоренность с прииском «Дамбуки». У них два старых здания, которые можно раскатать на брус и выложить им гать. Необходимо убирать эти пучины, закладывать их песчано-гравийной смесью, скальником или древесиной.

108 тысяч рублей стоит для бюджета один час работы пассажирского «кукурузника» на севере Амурской области.

5 часов занял путь в 160 километров из Зеи в Береговой.

Возрастная категория материалов: 18+