• Перед строительством детского сада или школы просчитают  демографическую ситуацию в селе.

 Муниципальные бюджеты, как и региональный, теперь будут формироваться на три года вперед и по программно-целевому принципу — упор будет делаться на консервативный прогноз и снижение дефицита. Статьи расходов бюджетов должны из общих, определяющихся по сметному принципу, превратиться в конкретные целевые программы, суть которых будет ясна не только финансистам, но и всем жителям области. Чего ждать от этих бюджетных новаций и о том, как продвигается в области реформа системы оплаты труда бюджетников, рассказывает первый заместитель председателя областного правительства Вера Щербина.

 — Программно-целевой принцип построения — это точность, качество и подробность формирования бюджета, нацеленного на конкретный результат, — отметила первый заместитель председателя областного правительства Вера Щербина.

— Государственные программы сильно отличаются от привычного для нас постатейного бюджетирования, когда мы просто предусматривали средства для того или иного муниципального образования, чтобы решить какую-то задачу — сделать дорогу, отремонтировать школу или построить детсад, — говорит Вера Щербина. — Новый подход требует, в первую очередь, начинать процесс формирования бюджета с сосредоточения внимания на результатах, которые необходимо достичь, а затем уже на ресурсах, необходимых для достижения этих результатов. При использовании традиционных методов формирования бюджета внимание сосредотачивалось именно на ресурсах, а результатам внимание не уделялось.

— Вера Георгиевна, это теория, а как все будет выглядеть в жизни?

— Допустим, районные депутаты обратились в областное правительство: пишут, что в таком-то селе необходимо построить детский садик. В первую очередь будет просчитываться демографическая ситуация в этом населенном пункте. Если строить детсад, то на сколько мест.

У нас уже есть примеры, когда возводили объекты под политическим давлением, а потом жизнь показала, что бюджетные затраты не оправданы. Построили большую больницу в Ерофее Павловиче. Сейчас не можем ее нужными специалистами укомплектовать. Заманиваем врачей туда «пряниками»: и миллион рублей сразу по приезде гарантируем, и ряд других льгот. Не едут! Это первое, а второе — больница построена по мощности больше, нежели требовалось. Сегодня там койки пустуют. Программный бюджет не позволит допускать такие вещи. Сначала просчет — потом формирование бюджета. Использование программно-целевого метода не только кардинально изменит идеологию бюджетного процесса, но и увеличит его эффективность.

Трехлетняя финансовая перспектива

— Со следующего года муниципалитеты должны формировать свои бюджеты с 2014 по 2016 год. Для чего вводится эта система? Ведь от того, что распланируем все на три года вперед, денег в бюджете не прибавится?

— Объясню на примере региона, с какими проблемами мы сталкиваемся во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, когда работаем в рамках одного финансового года. Пока придут проектировки, пока лимиты доведут до министерств и пока там разработают свои порядки, проходит много времени. Деньги, как правило, начинают приходить в область уже к середине года, а иногда 25 декабря, когда их уже невозможно использовать за пять дней. С принятием трехлетнего областного бюджета ситуация стала меняться в лучшую сторону.

При долгосрочном бюджете все, что касается инвестиционной составляющей, муниципалитеты смогут смело планировать на три года: сколько отремонтировать детских садов, построить школ и так далее. Но опять же, повторюсь, в рамках программно-целевого бюджета мы должны видеть реальные перспективы. Должны оценивать, сколько у нас будет школьников в том или ином населенном пункте в эти ближайшие три года, сколько нужно учителей и какие меры финансовые предпринять, чтобы обеспечить качественный учебный процесс. То есть трехлетний бюджет однозначно полезен и муниципалитетам тоже.

Сколько получит директор

— Областные власти проводят реформу системы оплаты труда. В связи с этим у людей возникает много вопросов. Один из самых болезненных: почему руководители бюджетных учреждений назначают себе большую зарплату, а работники получают маленькую. Финансовая дистанция несоразмерная. В этом направлении что-то будет меняться?

— Уже меняется. Во-первых, на федеральном уровне вносятся изменения в законодательство: заработная плата руководителя госучреждения не должна будет превышать уровень зарплаты Президента РФ. У себя в регионе тоже проводим такую работу. Мы осуществляли мониторинг, анализировали ситуацию. У нас очень большие перекосы: руководители госпредприятий получают во много раз больше, чем средняя заработная плата по учреждению. Губернатором области уже подписано соответствующее постановление, принято решение об ограничении. В одних учреждениях устанавливается кратность 3, в других — 5, но не более. Этот вопрос министерства и ведомства решают сами.

Кроме этого, со всеми руководителями бюджетных учреждений мы заключаем контракты, где прописывается оплата труда, исходя из нагрузки. Если, допустим, школа рассчитана на 300 учеников, это один уровень оплаты труда, на 500 — другой. Точно так же по больницам — будет учитываться количество коек и другие показатели, которые приводят к целевым результатам. Сейчас детально прорабатываем и обсуждаем критерии стимулирования руководителей. Перед каждым директором, руководителем бюджетного учреждения будут поставлены конкретные цели. Если эти цели достигаются, будет дополнительное стимулирование, а если не достигаются — нет.

— А кто разрабатывает эти стимулирующие критерии и какие конкретно цели ставите перед руководителями?

— Критерии разрабатывают сами ведомства. А цели везде будут разные. Если говорить о школах, то это наполняемость, отсев учеников (что сегодня очень актуально), качество образования, сдача ЕГЭ. Будет учитываться и внебюджетная деятельность, какие платные услуги оказывает учреждение. Но при этом хочу акцентировать: все, что гарантировано государством человеку — бесплатное образование, бесплатная медицинская помощь в рамках госстандарта и так далее, — должно быть бесплатным. И за этим мы осуществляем жесткий контроль.

А возможностей для предоставления платных услуг в бюджетных учреждениях много. Это может быть репетиторство, подсобное хозяйство, работа на земельных участках, где можно выращивать урожай и тем самым удешевлять питание. Все эти критерии прорабатывают соответствующие министерства. Они будут абсолютно доступными, понятными и будут говорить о целевых показателях, которые надо достичь. Эта система должна распространиться не только на госучреждения, подведомственные правительству, но и на МУПы. Мы уже рассылаем главам рекомендации по работе с муниципальными предприятиями.

Вера Щербина, первый заместитель председателя областного правительства:

— Хотим мы этого или не хотим, принимать непопулярные решения придется. Но они не будут спонтанными — тотального закрытия бюджетных учреждений в области не предусматривается. Все такие вопросы будут обязательно согласовываться с органами местного самоуправления, исходя из всех условий, которые создаются в данном населенном пункте.

Каждый житель области сможет ознакомиться с программами, заложенными в бюджете, и с реальными результатами их исполнения.

Возрастная категория материалов: 18+