«Наш центр расположен в селе Усть-Ивановка на самом берегу реки Зеи. Расположение выбрано не случайно, так как шум воды и тишина вокруг благоприятно сказываются на психологическом состоянии пациентов», говорится на сайте популярного центра лечебного голодания. Именно столь близкое соседство с рекой стало для «Салюса» роковым — в ночь на понедельник Зея вышла из берегов и подобралась к четырехэтажному зданию в Усть-Ивановке. Персонал и пациентов, которые прервали свое лечение, срочно эвакуировали, часть оборудования успели поднять на верхние этажи.

— Когда я девять лет назад выбирала место для строительства и получала разрешительные документы, мне никто, ни одна инстанция не сказала, что есть угроза затопления, — рассказывает Валентина Жаркова. — Сейчас вода стоит на цокольном, первом и втором этажах. Убыток какой? Пока не могу сказать, будем описывать пострадавшее имущество и подавать в суд на Зейскую ГЭС. Такого не бывает — чтобы ГЭС строили так, чтобы люди страдали.

В аналогичной ситуации оказались несколько предпринимателей Благовещенского района. Во Владимировке затопило три продуктовых магазина, четвертый еще работает — до разгулявшейся реки всего 150 метров. От стихии страдают и другие торговые точки района — энергетики отключают трансформаторные подстанции из-за подтопления или угрозы приближающейся воды.

— У нас свет погас примерно в 6.15 утра, — рассказали АП в магазине «Лира», который работает в селе Грибском. — Сначала мы думали, что ненадолго, а потом начали накрывать холодильники с продуктами одеялами, чтобы холод дольше сохранился. Потом вовсе завели дизельный генератор. Электричество появилось только в 14 часов, а у некоторых еще позже.

В разгар сезона большая вода ударила и по туристическому бизнесу: как внутреннему, так и выездному. Из-за высокого уровня воды в Амуре несколько дней был запрещен выезд в Китай, вчера «зеленый свет» дали организованным тургруппам. Сократился и поток китайских туристов в Благовещенск, который последние месяцы бил рекорды.

Нет клиентов и на популярной турбазе «Зеленая» в Белогорье, путевки на которую были выкуплены задолго вперед. Река размыла дорогу к месту отдыха и подтопила несколько деревянных коттеджей.

— Серьезного ущерба у нас не будет, — отметил в разговоре с АП представитель турбазы «Зеленая» Алексей Конфедератов. — Все коттеджи стоят на хороших бетонных фундаментах. Вода спадет — и ничего страшного не будет. Жаль, что пострадали люди, которые планировали отдыхать у нас. Деньги клиентам возвращаются.

Судостроители — как рыбы в воде

 В Благовещенске кроме небольших кафе на берегу Зеи под затопление попадают и крупные промышленные предприятия. Так, из-за наступающей воды завод «Амурский металлист» был вынужден остановить работу двух цехов.

— Топит подстанцию, поэтому временно приостановлена работа кузнечного и деревообрабатывающего цеха, — рассказал председатель совета директоров ОАО «Амурский металлист» Сергей Фурсов. — Пока обходимся малыми жертвами, но если ситуация не изменится, это может сказаться на сроках выполнения заказов.

На судостроительном заводе имени Октябрьской революции опасного соседства с рекой пока не ощутили. Кроме того, предприятие построено так, что даже в случае наводнения работа не остановится.

— Мы всегда начеку, хотя, чтобы вода нас достала, река должна подняться еще больше чем на метр, — объяснили АП в руководстве предприятия. — Даже если это произойдет, мы отключим электропитание, пробросим временную линию, поставим трапы к судам и будем работать. Это наводнение для нас не первое — такие случаи были в 1972, 1984 годах.

Зея скупает продукты

Сфера, которая почувствовала на себе дыхание ЧС, — торговля. В городе Зее, который почти неделю находится в транспортном коллапсе, перепуганный народ ринулся в магазины за продуктами.

— Люди стали делать покупки про запас, поэтому выручка у нас выше запланированной, — рассказала АП заведующая зейским филиалом сети дискаунтеров «Прима» Романа Рыбай. — Например, вместо килограмма муки берут два мешка, покупают тушенку, паштеты, кетчупы, сахар, «бройлеровскую» продукцию. При этом цены мы не подняли ни на копейку — можете сами проверить!

Артели теряют время и золото 

«Ситуация тяжелая: затоплены участки в Зейском районе, приборы стоят, мы каждый день теряем по 2,5 — 3 килограмма золота, — рассказывает генеральный директор золотодобывающего предприятия «Коболдо» Михаил Королев. — Ждем погоду и будем за золото биться до последнего». Первыми волна накрыла золотодобывающие компании, занимающиеся россыпями. Остановили работу предприятия в Селемджинском, Зейском, Тындинском, Сковородинском, Шимановском и Магдагачинском районах. Причем встали и большие прииски, и мелкие артели. «Одни прекратили работу на несколько дней, другие — на неделю-две, а некоторые артели до сих пор не могут приступить к работе — затопило и полигоны, и оборудование», — констатировали в министерстве природных ресурсов области. Такую ситуацию для компаний в минприроды прямо называют несчастьем. В ситуации, когда цена на драгметалл рухнула, предприятия могут заработать, только увеличив объемы. Но погода не дает. В Зейском районе ситуация остается самой сложной.

— У меня 9 промприборов работало до начала паводка — сейчас 3, остальные стоят — ждем, пока вода упадет, — продолжает гендиректор «Коболдо» Михаил Королев.  Такая ситуация с середины июля, если посчитать, то около 75 килограммов мы уже упустили, а это больше 100 миллионов рублей. Плюс из-за размытых дорог не могут доставить солярку, поэтому запасы на участках экономим. Выход один — максимально продлевать сезон, выкручиваться-то нам надо. Но я всегда своим мужикам говорю: мы не хлеборобы, у которых то зальет, то засушит. Биться будем за золото до последнего!

Что интересно, несмотря на вынужденные простои, по итогам на 1 августа россыпники увеличили объемы — добыто 3 тонны драгметалла, это на 350 килограммов больше по сравнению с прошлым годом. «Если бы не дожди и паводки, прирост был бы значительно выше», — отметили в минприроды.

Но если говорить о бизнесе не малом, а большом, то прогнозы властей достаточно оптимистичны.

— Пока провалов по экономическим показателям региона из-за наводнений нет, — отметил министр экономического развития области Василий Орлов. — Ведущие налогоплательщики области, среди которых железная дорога, крупные золотодобывающие предприятия, энергетические компании, нефтяники, работают в штатном режиме. Из-за высокой воды и погодных условий есть отставание от графика по федеральным проектам: берегоукреплению и реконструкции набережной Амура, реконструкции канализационного коллектора микрорайона Северный и ряда других.

 Может ли  предприниматель получить компенсацию ущерба от ЧС?

— На сегодняшний момент средств на компенсацию ущерба от ЧС малому бизнесу не предусмотрено, — пояснил министр внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства области Игорь Горевой. — Однако если кто-то из предпринимателей понесет серьезные потери и представит доказательства ущерба, то вопрос может быть рассмотрен в правительстве области. Аналогичная ситуация была в прошлом году по пожару в Тыгде. Деньги также не были заложены, но у предпринимателей был настолько серьезный ущерб, что региональное правительство выделило средства и была оказана помощь. 

Возрастная категория материалов: 18+