• 11 самолетов Ан-2  выполняют пассажирские рейсы  в труднодоступные  населенные пункты
  • С 20 июля пилоты Амурской авиабазы перевезли из затопленных сел Зейского района 1300 человек.

Специалисты государственного автономного учреждения Амурской области «Амурская авиабаза» — мастера широкого профиля, они тушат лесные пожары, строят дамбы, вывозят в лечебные пункты больных, спасают от разбушевавшейся стихии людей. О проблемах и успехах малой авиации в преддверии профессионального праздника — Дня воздушного флота России — корреспонденту АП рассказал начальник ГАУ АО «Амурская авиабаза» Михаил Ковалев.

Вертолет надежды

 — 20 июля к нам поступило сообщение главы Зейского района о затоплении Ивановки, необходимо срочно эвакуировать людей, — рассказывает Михаил Ковалев. — У одного жителя этого села случился сердечный приступ, нужна экстренная помощь. У нас базировался вертолет Ми-8 в Зее, но не было экипажа. В это время в Сковородино на дозаправку приземлился экипаж Владимира Круглика — пилоты перегоняли вертолет с ремонта из Санкт-Петербурга в Благовещенск. Им сообщили о ЧС, воздушное судно тут же отправилось на место трагедии. Летчики успели доставить тяжелого пациента в районную больницу. Пока наш доблестный экипаж работал, из областного центра в Зейский район вылетел еще один вертолет. И с тех пор они все время находятся в зоне бедствия. За две недели только по Зейскому району вертолеты авиабазы налетали 88 часов. Из подтопленных сел перевезли 1300 человек и 38 тонн груза, тем самым обеспечив все населенные пункты продовольствием и товарами первой необходимости.

Когда в Ивановку прилетела помощь, люди  успокоились, поняли, что они не брошены и не отрезаны от большой земли. Если рядом вертолет, значит, есть не только надежда, но и вера в лучшее.

В следующем году Амурская служба авиационной охраны лесов отметит свое 50-летие, а 1 сентября 2013 года основному структурному подразделению предприятия — авиационному отряду исполнится 15 лет. Сегодня в его авиапарке находятся 11 самолетов Ан-2 и 5 вертолетов Ми-8. Полный состав амурской авиабазы — 338 человек.

Лесные разведчики

Легкомоторные самолеты Ан-2 обеспечивают перевозку пассажиров в труднодоступные северные районы Приамурья и, по сути, на сегодняшний день являются единственным связующим звеном с большой землей. Рейсы малой авиации выполняются по маршрутам Благовещенск — Зея, Благовещенск — Февральск — Экимчан, Зея — Хвойный — Горный — Бомнак.

Кроме того, и самолеты, и вертолеты Амурской авиабазы совместно с медициной катастроф задействованы в оказании экстренной медицинской помощи населению. Каждый день несут дежурства два экипажа — самолет и вертолет. И в случае необходимости с бригадой скорой помощи они вылетают на место.

Помимо перевозки людей, основной задачей Амурской авиабазы является тушение лесных пожаров и доставка в труднодоступные места парашютистов и десантников. Задействован весь авиапарк предприятия. Самолет Ан-2 участвует и в мониторинге пожарной опасности. Осуществляет воздушное патрулирование лесов. Благодаря лесной разведке 90% возникающих пожаров обнаруживаются на ранней стадии и тушатся в первый день. В этом году очагов возгорания было в три раза меньше, чем в прошлом. В 2012 году было зафиксировано 562 пожара. В этом — 190.

 — Во время воздушного патрулирования в самолете находятся командир, второй пилот, летчик-наблюдатель и группа десантников-парашютистов, — поясняет Михаил Ковалев. — Летчик-наблюдатель определяет месторасположение пожаров, наносит координаты на схему, оценивает размер и степень угрозы и необходимость привлечения сил. Пожарные-парашютисты — наша основная ударная группа. Это хорошо обученные, натренированные и отважные люди. Они приземляются там, где бушует стихия. Нужно оперативно принять решение, суметь просчитать направление ветра, потушить возгорание, сохранить себя и команду. Только мужественные люди могут здесь работать.

В этом нелегком деле важна не только отвага, но и ежедневная физическая тренировка. Упорно готовиться к пожароопасному сезону начинают в январе, в апреле уже вылетают на место боевых действий. Если у парашютиста в течение месяца не было прыжков, то без соответствующей тренировки он к работе не допускается.

Неоднократно сотрудники амурской авиалесоохраны выезжали за пределы региона и оказывали помощь в тушении пожаров Архангельской и Владимирской областям, Пермскому краю, Афганистану и Монголии.

Малой авиации — большое плавание

Очередной профессиональный праздник коллектив ГАУ АО «Амурская авиабаза» встречает в повышенной боевой готовности. Благодаря помощи правительства Амурской области предприятию были выделены деньги на улучшение материальной базы. Средства пошли на строительство теплого ангара в аэропорту Свободный. Здесь будут ремонтироваться все имеющиеся воздушные суда.

В планах — модернизировать самолеты Ан-2, заменить существующий бензиновый двигатель на керосиновый. Стоимость этого топлива в три раза дешевле, соответственно уменьшится и стоимость авиаперевозок. Идет работа по расширению авиапарка современными воздушными судами. Чтобы обеспечить комфортабельную доставку пассажиров в Приамурье и за его пределы, рассматривается вариант приобретения в аренду самолетов Л-410.

— В скором времени будет подготовлена посадочная площадка под вертолет в Сковородине и Тыгде, — добавляет Михаил Егорович, — там же будет находиться передвижная заправочная станция, которая уменьшит неэффективный перегон воздушного судна на дозаправку в Свободный. Стоимость одного часа полета вертолета — более ста тысяч рублей, и гнать его зря за сотни километров — неэффективное использование средств. Передвижная заправочная станция также позволит оперативно обеспечивать пожарную безопасность в Сковородинском и Магдагачинском районах.

Авиация — дорогой вид перевозок, но без нее Приамурью не обойтись. Это хорошо понимают местные власти. Все пассажирские авиарейсы в Зейский и Селемджинский районы — социальные и на 85% субсидируются из областного бюджета.

Мужественные люди

В июне 2011 года при выполнении пассажирского рейса по маршруту Зея — Бомнак у самолета Ан-2 отказал двигатель. Неисправность настигла «кукурузник» в 40 километрах от аэропорта Зеи прямо на середине горной гряды. Командир экипажа Владимир Котенко вовремя оценил ситуацию и принял решение совершить аварийную посадку. С высоты полета он увидел единственное безопасное место и решил посадить самолет на маленький отрезок земли между сушей и водой, так как остальная береговая линия была завалена деревьями. Приземлившись, экипажу удалось вырулить из воды и упереться носом в берег. Никто из 11 пассажиров не пострадал. Людей пришлось эвакуировать через люк по правому крылу. Специалисты до сих пор удивляются, как в таких условиях командиру экипажа и второму пилоту удалось спасти и пассажиров, и машину. За высокий профессионализм и отвагу командир корабля Владимир Котенко и второй пилот Андрей Мусияченко получили почетные грамоты от губернатора области Олега Кожемяко и ордена Мужества от Дмитрия Медведева. Спасенный Ан-2 вышел из ремонта и вместе с Владимиром Котенко совершает полеты в самые отдаленные поселки Приамурья.

Цифры

90 человек было набрано в лесопожарную службу авиабазы с начала 2013 года, 55 из них парашютисты, остальные — десантники

5 выпускников летных училищ России в этом году приняты  вторыми
пилотами

22 пассажира вмещает вертолет Ми-8

Возрастная категория материалов: 18+