• Зейская и Бурейская ГЭС выполнили все возложенные на них задачи.
  • В районе Зейской ГЭС прошли дожди, и приточность вновь выросла.

Минимизировать ущерб, по мнению специалистов, поможет запрет на возведение жилья в пойменной зоне, а также строительство защитных дамб и новых гидроэлектростанций. В отличие от других методов, существующие Зейский и Бурейский гидроузлы показали свою эффективность по сдерживанию большой воды. В текущем году в своих емкостях они сдержали 65 % паводковых стоков.

Слова «неординарный» и «аномальный» на совещании звучали не раз. К ним эксперты прибегали при описании ситуации, которая сложилась этим летом в Приамурье. О причинах наводнения собравшимся рассказал руководитель дальневосточного департамента Росгидромета Александр Гаврилов.

— Сложившаяся ситуация была неординарной, — сказал Александр Васильевич. — Наводнение в первую очередь было вызвано обильными осадкам. В течение июля—августа выпала годовая норма осадков. В некоторых районах Амурской области и Еврейской автономной области за месяц выпало до 150 % годовой нормы. Осложнило ситуацию и то, что в зиму мы ушли с большими запасами воды: прошлогодняя осень была дождливой, а зима — снежной. В итоге весной талый сток дал подъем уровня. Паводки, характерные для весенне-летнего периода, начали формироваться без потерь. Другими словами, вся вода, в том числе и талые воды, начала стекаться в русла рек. Если бы не было гидростанций, то весь объем притока пошел бы транзитом вниз по рекам.

По расчетам специалистов Амурского бассейнового водного управления, в отсутствие ГЭС максимальные отметки уровня воды в районе города Зеи были бы на 4—5 метров выше тех, что фиксировались в пик паводка. В Благовещенске уровень реки на метр превысил бы рекордные в этом году 803 сантиметра. «Станции выполнили все возложенные на них задачи: аккумулировали максимальные притоки в 11 700 и 10 300 кубометров. И обеспечили проход воды, минимизировав последствия», — подвел итоги работы гидроэнергетиков руководитель Амурского бассейнового водного управления Андрей Макаров. 

По словам главы дальневосточного Росгидромета, на сегодняшний день уровень развития гидрометеорологической науки не позволяет предсказывать стихийные явления заблаговременно.

Узнать за 10 дней

«Сегодня даже в мире нет методов прогноза на год и даже на квартал, — посетовал Александр Гаврилов. — То, что мы выйдем в этот год с большой водностью, — это мы предрекали, но то, что подъем воды будет на метр-полтора выше исторических отметок, этого за год мы не могли предсказать. Уровень науки во всем мире, а не только в России позволяет делать наиболее точный прогноз по осадкам только за 10—14 суток».

Неточность прогнозов обусловлена и тем, что в советские времена были утеряны около 40 % гидропостов на реках. Сегодня хоть и медленно, но идет процесс по их восстановлению. Паводки на амурских водоемах будут происходить и впредь, уверены специалисты, особенно всех волнует вопрос, как часто они будут выходить за привычные рамки и как к ним подготовиться, чтобы избежать последствий.

Погодное дежавю

«Если в 2014 году повторится ситуация с погодными условиями, как в этом году, мы будем иметь аналогичные последствия. Даже если мы построим десяток ГЭС, ситуация не изменится, так как погоду мы изменить не сможем. Несмотря на то что паводки на амурских реках явление постоянное, такой интенсивности притока на Зейской и Бурейской ГЭС не было последние 20 лет. Аналогичные наводнения и вовсе происходят раз в 100 лет. Мы понимаем, что избежать наводнений невозможно, но их можно минимизировать за счет инженерной защиты и строительства крупных водохранилищ. Все проекты гидростанций разработаны», — подытожил глава Амурского БВУ.

Еще в советское время для борьбы с наводнениями в Приамурье были разработаны проекты строительства ряда ГЭС на реках, которые могут внести заметный вклад в формирование стока рек Зеи и Буреи: Русиновская ГЭС на Селемдже, Гилюйская ГЭС на реке Гилюй, Нижне-Зейская ГЭС. Водохранилища этих ГЭС позволят принять дополнительные 15 кубических километров притока. Примерно такого объема резервных емкостей не хватает сегодня для срезки аномального паводка, который затронул весь Дальний Восток.

По мнению собравшихся, каждый регион или муниципальное образование должны принять нормативные документы по запрету строительства в поймах рек. Все жилые сооружения должны быть выведены из зон затопления. Если это сделать невозможно, то должны быть проведены мероприятия по их защите. Речь идет о строительстве дамб. При этом все эти факторы должны учитываться в планах застройки городов и территорий, на которых проживает население.

Тучи разогнать руками

«Можно попробовать и экзотичные методы влияния на погодные условия, — предложил специалист Росгидромета. — Например, мы можем в ограниченном районе воздействовать на облака и рассеивать осадки, но, во-первых, протяженность Амура составляет 4 тысячи километров. Представьте, какие колоссальные затраты будут, чтобы разогнать все облака на всем протяжении реки, да и потом неизвестно, к чему это приведет. Эти осадки где-то же выпадут».

Директор межрегионального центра мониторинга гидроузлов заведующий лабораторией гидрогеологии и гидрохимии института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН Сергей Сиротский сообщил, что сейчас на Дальнем Востоке рассматривают вопрос, где проводить красную линию застройки. Ведь часть населенных пунктов пострадала потому, что дома были построены в неподходящем для этого месте. «Например, в Хабаровске, раньше «красной» была отметка 6,4 метра, а сейчас уже речь идет о том, чтобы поднять эту зону на 8,5 метра», — сказал Сиротский.

По словам руководителя Бурейской ГЭС Александра Гаркина, еще неизвестно, что обойдется дешевле — переносить эти населенные пункты на другое место или защищать их от паводка. Поскольку возводя технические сооружения, необходимо понимать, что придется взвалить на плечи ежегодные затраты на их эксплуатацию и содержание.

Водный резерв

Руководители Зейской и Бурейской станций отметили, что нынешний год был непростым для всех. По словам директора Зейского гидроузла Ирины Савельевой, в прошлую зиму станции пришлось входить на отметке в 317,5 метра из-за позднего паводка, но к лету водохранилищу удалось создать резерв емкости. В этом году уровень воды в водохранилище Зейской ГЭС впервые с момента строительства плотины достиг уровня 319,3 метра. «Ожидаем к следующей неделе снижение уровня верхнего бьефа до отметки 317,5 метра (уровень для полной остановки холостых сбросов. — Прим. АП). Сейчас в районе гидроэлектростанции прошли дожди, и приточность за последние сутки возросла до 1500 кубометров, и, по прогнозам Росгидромета, в ближайшее время она вырастет до 2—2,5 тысячи кубических метров. В этом году нам, похоже, снова придется входить в зиму на отметке 317,5. Но к паводку 2014 года мы снова планируем создать резервную емкость, опустив уровень зеркала воды до 310 метров», — отметила Ирина Дмитриевна.

По словам директора Бурейской ГЭС Александра Гаркина, гидроэлектростанция удержала 64 % от общего объема прибывшего в водохранилище аномального паводка. «В мае пошел нехарактерный паводок, и мы интенсивно набирались до 3 июня, после чего приступили к холостым сбросам, которые велись до 15 июля и остановились перед объявлением ЧС. По правилам, мы должны были производить сбросы при достижении 254 метров, но, учитывая сложную обстановку в регионе, эту отметку прошли, достигнув 255,7», — подчеркнул сдерживающую функцию ГЭС Александр Гаркин. 

В конце встречи эксперты сошлись на том, что на нашем веку подобных стихийных бедствий, возможно, уже не будет. По теоретическим расчетам, повторяемость аномальных притоков составляет 200—250 лет. Но теория вероятности говорит о том, 500 лет может ничего не быть, зато два года подряд это может происходить.

При отсутствии ГЭС на Бурее и Зее огромный объем воды ушел бы вниз — на Благовещенск и далее по Амуру на Хабаровск. Гидроэлектростанции снизили масштабное затопление территорий Амурской области.

Возрастная категория материалов: 18+