О том, как начиналась его «Осень», нужна ли она пострадавшему Приамурью и почему он стесняется идти по звездной дорожке, Александр Ярошенко рассказал в интервью «Амурской правде».

Так начиналась наша «Осень»

— Александр Владимирович, вы помните, как для вас начиналась «Амурская осень»?

— Для меня она началась со знакомства с Сергеем Новожиловым. Это произошло в Анапе на фестивале «Киношок», куда мы приехали вместе с Сергеем Логвиновым. Новожилов тогда был там художественным руководителем, мы познакомились, потом возникла идея пригласить его в Благовещенск. Мы заманили его Китаем (смеется). Он приехал вместе с Зинаидой Кириенко и Иваром Калныньшем. Встретили хорошо, пообщались. И вот, как сейчас помню, идем по улице Ленина я, Логвинов и Новожилов, и кто-то из нас (не помню кто, врать не буду) сказал: а почему нельзя у нас фестиваль провести? И мы уцепились за эту идею. Взяли Зинаиду Кириенко, Ивара Калныньша и пришли в кабинет к Александру Колядину, тогдашнему мэру с этой бредовой идеей. Он нас выслушал, покашлял недоуменно и сказал: «Давайте попробуем».

Так мы провели «Эхо Киношока» на Амуре. А в то время народ наскучался, ничего у нас не было: «Огни магистрали» погасли, «Амурское пограничье» отгремело, приезжала только попса. А тут актеры! Я помню первую звездную дорожку (мы тогда понятия не имели, что это такое, нас Новожилов учил). Артисты шли по улице Ленина от мэрии до филармонии. В оцепление поставили пацанов — курсантов ДВВКУ, так они первые бежали за автографами! И артистов чуть не снесли, а в филармонию почти на руках вносили. Вот так начиналась наша «Осень». И сегодня я считаю, что это главное культурное событие области. Региональный фестиваль, который проходит в городе за тысячи километров от Москвы, — третий в рейтинге после «Кинотавра» и Московского фестиваля.

— В этом году были большие споры, проводить или нет фестиваль в тяжелое для области время. Было неожиданно, что вы одним из первых встали на его защиту.

— Я скажу очень честно — жизнь она ведь сложная штука. И так сложилось, что в последние годы я отошел от организации фестиваля. В прошлом году, когда была юбилейная десятая «Осень», я принял решение и уехал в отпуск в Тбилиси. Спокойно, без истерик и заявлений губернатору. Но наши взаимоотношения и фестиваль — это разные вещи. И я уже не тот романтик «Амурской осени», я посмотрел артистов и в фас, и в профиль, у меня свое отношение к фестивалю. Они такие же люди, как и мы. Разные… Но когда зашла речь о том, что его надо отменить, когда развилась истерия, особенно в интернете, и «Амурскую осень» превратили в какую-то ведьму, я не мог по-другому.

Я не верю, что этот фестиваль не нужен. От того, что на два часа в пострадавшую Архару приедут артисты и подарят тепло людям, хуже не станет. И в войну на передовых с концерта шли в атаку. Музы не должны молчать. Этот фестиваль пройдет под девизом «Мы вместе». В московском Доме кино прошел благотворительный концерт. Надеюсь, моя подруга Валентина Талызина не прочитает, что я сейчас скажу: ей 78 лет. И она в эти годы с другого края Москвы приехала бесплатно выступить на концерте, чтобы собрать деньги для области. 300 тысяч собрали, еще 10 процентов с каждого билета пойдет на помощь пострадавшим. А дом построить в деревне стоит 500 тысяч. Разве плохо, если какому-то киномеханику или завклубом из утонувшего Касаткина или Северного построят дом от «Амурской осени»?

— Вы согласны с тем, что, если бы фестиваль отменили, в следующем году он бы не состоялся?

— Абсолютно. Мы бы не провели его уже никогда, уж слишком сложный это организм. Если ты вдруг говоришь продюсерам, у которых антрепризы расписаны на полгода вперед, «не приезжайте», то второй раз они тебе не поверят. И Лена Яковлева, у которой жизнь расписана на несколько месяцев вперед, не поймет, и бесконечно занятой Александр Ширвиндт. И потом: у нас что война?! Вода ушла, а жизнь продолжается. Все это было некрасивой истерикой.

«Амурская осень» — народная

— Вы бывали на многих кинофестивалях страны. «Амурская осень» чем-то отличается?

— Я считаю, что главное наше отличие — это конкурс театральной антрепризы. Такого нигде в России нет. Многие премьеры начинаются не в Москве, а на Амуре — когда такое было видано? Я был на «Кинотавре» — это такой академический, междусобойный фестиваль. Пляж огорожен, артисты, как морские котики, идут на побережье, потом на просмотры, на пресс-конференцию, а затем на ужин в закрытый ресторан. «Амурская осень» — она народная. И честно говоря, мы уже немного обнаглели в своей популистической критике. Когда бы по улице Благовещенска ходила Джина Лоллобриджида? Когда без охраны гулял Кшиштоф Занусси и все с ним могли поздороваться, сфотографироваться, взять автограф? Такого бы не было ни-ког-да, если бы не «Осень».

— Многие уверены, что для артистов без разницы, где выступать, они и названия городов забывают.

— Не надо думать, что все артисты идиоты — чешут деньги, не запоминая города. Все они знают и помнят. Вот откуда у меня такие человеческие отношения с актерами остались? Та же Татьяна Конюхова в свои 80 лет помнит Ромны. Ей там подарили картину, она не смогла ее сразу забрать, и два года она лежит у меня. Так она мне напоминает — ты картину не забудь передать. В самые первые годы были мы с Талызиной, Ахеджаковой и Крючковой в Харбине в гостях у наших русских стариков-эмигрантов. Так актрисы до сих пор помнят их, как их звали. Тогда Светлана Крючкова читала Михаилу Михайловичу Мятову стихи Цветаевой, он плакал. Прошло столько лет, а она помнит и говорит: «Знаешь, я очень хочу, чтобы у моих детей был такой дедушка». Ну что значит не помнят? Я не верю в это.

— Что лично для вас значит «Амурская осень»?

— Это часть жизни. С фестиваля завязалось много знакомств. Он познакомил, свел, сблизил, породнил. И, знаешь, если бы не фестиваль, мы бы никогда не привели в порядок русское кладбище в Харбине. А для меня этот клочок на маньчжурской сопке очень святой и прошит в сердце. Потому что жил в Харбине, потому что этих стариков знал. О русском кладбище много говорили, но что-то сделать никак не получалось. А когда приехала «тяжелая артиллерия» актеров и Первый канал начал об этом шуметь, китайская сторона и наша взялись и все сделали. «Амурская осень» подарила много трогательных, очень настоящих моментов. Никогда не забуду, как уже очень немолодая актриса Людмила Иванова, которой вчера рукоплескал «Современник», со своими табуреточками, с тростью приехала в деревню Коврижка. И вся деревня встала, дышала одним дыхом и засыпала ее георгинами. Да разве Коврижка такое забудет? Никогда! И внукам, и правнукам будет рассказывать, что приезжала Шурочка из «Служебного романа».

— Бывший мэр Александр Колядин как-то нам сказал, что «Амурская осень» уже не та: раньше она была доступнее, а сейчас стала коммерческим проектом.

— Я не знаю, не знаю… В чем-то, наверное, он прав. Но, с другой стороны, при Колядине масштаб был меньше: было кино и творческие вечера. Не было антрепризы, которая требует много затрат: гонорары артистам, реквизит и так далее. Но я точно знаю, что за все годы «Осени» ее президент Новожилов продолжает жить в банальной квартире в банальном районе Москвы. У него даже дачи нет, не говоря уже о доме за границей. Я уверен, что суперприбыли фестиваль не дает.

«Я ведь не звезда»

— Каких встреч вы ждете?

— Ты знаешь, время неумолимо. Той моей старой гвардии, с которой мы начинали и как-то сблизились, уже очень мало. Кто-то не сможет приехать, кто-то заболел, а кто-то совсем далече. А молодые сериальные актеры — это уже не мое поколение. Как журналисту мне они будут интересны, но тех душевных близких встреч уже не будет.

— Вы в этом году будете в составе театрального жюри. Как-то готовитесь — читали какие-то отзывы о спектаклях?

— Нет, специально это не делаю, чтобы ничего не знать и оценивать самому, с нуля. Жду с нетерпением начала работы в жюри. Очень интересен Ширвиндт, для меня просто подарок судьбы — неделю быть в его обществе. Намерен набраться наглости и записать с ним большое интервью. В киношном жюри также будет Лена Яковлева — тоже любопытно присмотреться, Ирина Муравьева очень интересна как журналисту и как человеку. Но я ж вредный — не буду просто сидеть и поддакивать. Наберусь хамства и поспорю с жюри.

— Вы, как член жюри, пойдете по звездной дорожке — волнуетесь?

— Стесняюсь! Я ведь не звезда — чего мне хлопать? Из 11 лет фестиваля я уже пять раз ходил, и в этом придется. Вообще я на оргкомитете предложил, чтобы в этом году по звездной дорожке прошли спасатели, главы утонувших сел, бабоньки из Гродекова, которые не спали ночами и строили дамбу. Они должны рука об руку пройти с нашими звездами, и мы должны их выкупать в аплодисментах. Они герои этой осени, люди действительно это заслужили.

3 место занимает «Амурская осень»в российском рейтинге кинофестивалей.

Возрастная категория материалов: 18+