Для этой лошади несколько лет назад Алексей Ланец и построил возле своего будущего дома в Моховой Пади конюшню. Сейчас в ней живет уже 17 длинногривых. Два года назад семья открыла в Моховой конный клуб «КонТур», в котором с этого года начали проводить конные квесты для детей и даже устраивать для желающих романтические прогулки на лошадях. О том, что делает с людьми «лошадиная» болезнь, зачем коневодам разводить коз и бычков, о планах на агротуризм и огородах напрокат — читайте в этом материале.

Вначале была Шакира

Конный клуб «КонТур», находящийся в 150 метрах от турбазы «Динамо», можно найти по скромному указателю с надписью: «Прокат лошадей». Конюшня располагается прямо на подворье будущего дома семьи Ланец, лошади разгуливают по огороженному пастбищу, 67 гектаров земли под которое клуб в этом году взял в аренду. На страже табуна стоит «электропастух» — изгородь под переменным током, которую смастерил владелец конюшни Алексей Ланец. Наткнувшись на ограждение, животное получает небольшой разряд тока и после этого больше не рискует подходить к нему.

Хозяйка клуба — улыбчивая молодая мама трехлетней Ани и годовалого Тимофея — признается, что сейчас не так часто появляется здесь — живет в Благовещенске, пока дом не достроен. Лошадьми и их обеспечением больше занимается муж Алексей и управляющая клубом Наталья Соколова. Ольга увлеклась лошадьми сразу после окончания вуза, получив профессию юриста. А восемь лет назад судьба свела ее с Алексеем.

— Мы с мужем познакомились в лесу, — смеется Ольга. — Поехали с братом на зимнюю рыбалку на Бурейское море. В лесу машина замерзла, и мы, пока ее отогревали, испачкались как черти. Решили пойти помыться к метеорологам — там рядом метеостанция. Алексей родом из Хабаровска, но в то время на ней работал. А в тайге, если человека встретишь, уже радость — они нас приняли, накормили, баню натопили, устроили на ночлег. Так и познакомились, потом Алексей начал ко мне в Благовещенск приезжать, и я к нему. Можно сказать, любовь с первого взгляда, но я это называю — одичал в тайге!

«Лошадиная» болезнь передалась и будущему мужу, и еще до свадьбы он подарил Ольге лошадь Шакиру. «Другие цветы дарят, а он решил лошадь, — улыбается хозяйка конюшни. — Потом мы решили дом строить и конюшню для лошадки. А потом на нас вышли люди и попросили поставить своих лошадей в нашу конюшню, и ее пришлось расширять. А уже потом стали обращаться с просьбами покататься». Здесь же, в конюшне, поселили скромное стадо из пяти коз. Их завели из суеверия и на радость детям — по примете, в той конюшне, где есть козы, лошади меньше болеют.

Когда появился спрос на прокат лошадей, Ольга и Алексей решили пополнить табун и открыть клуб — так два года назад появился «КонТур», а год назад он получил статус общественной организации и клуба конного туризма. Его открытию, кроме любителей лошадей и местных ребятишек, прибегающих покататься бесплатно, очень обрадовался отец Ольги, завзятый садовод-огородник, — «навоза много!»

Как индейцы лошадей красили

«Мама, я хочу покататься на деревянной лошадке», — тянет Ольгу за руку трехлетняя Аня.

— Если у человека болезнь, вот как у нас, то она проявляется везде, — улыбается молодая мама. — Дома у детей деревянная лошадка, в гараже — плюшевая, а тут — настоящие ходят. Аня очень любит кататься на лошадях — наши девушки из клуба берут ее с собой. Я сама ее в седло брать не рискую — боюсь, что из-за декретного отпуска потеряла сноровку.

С этого года по выходным лошади клуба работают на трех окрестных турбазах — «Снежинке», «Динамо» и «Даче». А на самой конюшне, помимо обычного проката и конных прогулок по окружающим сопкам, с лета начали проводить детские программы: для группы из 10—12 ребятишек устраивают театрализованную игру, во время которой они узнают много нового о лошадях.

— Сценарии мы придумывали сами. У нас есть девушка-аниматор, которая выступает в костюме Кикиморы. Во время одной из таких программ мы прятали в лесу мешочки с разными продуктами, и детям нужно было найти их, на ощупь догадаться, что это и едят ли это лошади, — вспоминает Ольга Ланец. — Во время другой мы с детьми раскрашивали лошадей, так же как и индейцы своих боевых коней, отправляясь в поход. По ходу объясняли, что значат эти символы. Хотелось бы сделать подобное представление для детей и взрослых, но уже с казачьим уклоном.

Сейчас детские программы свернули до весны из-за холодов. А когда выпадет снег, у детей и их родителей появится возможность прокатиться на санях. С этого лета в «КонТуре» придумали новую услугу — устраивать романтические конные прогулки с пикником. Правда, пока новинкой воспользовалась только одна влюбленная пара. «У нас есть на сопке очень красивое место, где мы по желанию клиентов ставим столик, вино, фрукты. Туда они приезжают на лошадях в сопровождении инструктора, и обратно мы тоже их сопровождаем», — говорит хозяйка конюшни.

Огород напрокат

До того как окунуться в коневодство, Ольга работала юристом, а у Алексея был свой электромонтажный бизнес в Благовещенске. Сейчас она в декрете, а он пропадает на конюшне — на все остальное не хватает времени.

— С тех пор как у нас появился клуб, строительство дома практически не ведем — все вкладываем в конюшню, а себя держим в ежовых рукавицах, — признается Ольга. — Если считать с самого начала, мы уже вложили в это больше трех миллионов рублей. Пока лошади не окупают себя. Мы планировали сделать упор на конный туризм — длительные конные походы с привалами и даже ночевками. Но пока не так много желающих заниматься этим.

В прошлом году, чтобы купить около 80 тонн сена для своих любимцев, семья потратила почти полмиллиона рублей. В этом году хозяева клуба подготовились лучше: купили косилку, стали оформлять землю под сенокос в аренду и сами заготовили корма. Бывает, с кормами помогает кто-то из знакомых — так, недавно один предприниматель передал конюшне тонну печенья с истекающим сроком хранения.

Чтобы сделать бизнес доходным, в следующем году семья планирует купить 30—40 бычков герефордов — разводить на мясо. «Очень подкупает программа нашего министерства сельского хозяйства, которое обещает 95 процентов стоимости быков компенсировать в течение года, если животные куплены у амурского хозяйства-репродуктора», — объясняет владелец «КонТура».

На землях, которые планируется арендовать под сенокос, коневоды хотят развивать агротуризм. «Есть идея распахивать земли под огороды и сдавать их в аренду на сезон. Думаю, найдутся люди, которые отказались от постоянной работы на огороде, но с удовольствием возьмут дачу напрокат, — делится планами Алексей Ланец. — Кроме того, на этой территории люди смогут отдыхать на природе и наблюдать все сельхозработы, связанные с животноводством. А то к нам приезжают дети, которые коз никогда не видели!»

Прокат лошадей — сезонный бизнес, который зимой замирает. У семьи Ланец есть мечта — арендовать часть территории в Моховой Пади, когда-то принадлежавшей танковому училищу, и создать там школу верховой езды, которая бы работала круглый год.

— Там есть сооружение, которое можно переоборудовать под крытый манеж — в нем проводили бы занятия, — говорит Алексей Ланец. — Желающие обучаться к нам уже обращались. Если нам удастся получить эту землю в этом году, уже в следующем мы бы открыли школу.

9 733 лошади живут в амурских хозяйствах, по данным минсельхоза области на начало этого года.

700 рублей стоит конная прогулка с инструктором по сопкам протяженностью 6—7 километров, рассчитанная на час-полтора, в конном клубе «КонТур».