• Михаил Жарков первым из архаринских подтопленцев согласился на строительство быстровозводимого дома.
  • Мать троих детей Галина Федосеева надеется, что к концу года ее семья переедет в новый дом.
  • Во время наводнения Михаил Жарков 20 дней  вместе с курами просидел на крыше своего дома.
  • Строительство ведет хабаровский завод.
  • Новые дома сдаются под ключ.

Среди серых безликих крыш села Иннокентьевка над Амуром ярким пятном горит высокий одноэтажный дом, в котором будет жить пострадавший от наводнения комбайнер со стажем Михаил Жарков. Одинокий мужчина первым согласился на переезд в новую квартиру и не прогадал. В диковинном до сих пор селянам быстровозводимом строении побывало практически все население Иннокентьевки. Подтопленцы тут же оценили все прелести внутренней планировки и отделки. А новоиспеченный хозяин не без гордости провел любопытных корреспондентов АП по своей квартире: «Лучше неизвестное новое, чем разрушенное старое», — считает новосел.

— Когда мне предложили, что взамен моего утраченного дома мне построят другой, я сразу согласился, — рассказывает Михаил Николаевич.— В старом жить невозможно. Ему порядка шестидесяти лет. Он пережил четыре потопа — в 1958-м, 1972-м, 1984-м и нынешнем 2013 году, — продолжает Жарков. — Уже после третьего наводнения он был почти развален, хотя вода стояла всего три дня. Но в те годы о переселении людей и речи не было. Колхоз выдал стройматериалы, подделали и стали жить дальше. В этом году я двадцать дней вместе со своими курами просидел на крыше. Периодически спускался, работал на укреплении дамбы. Горя, как воды, хлебнули все. Когда строители начали работы, я ходил на свой новый адрес, присматривался. Не ожидал, что мой дом построят так быстро. Он получился замечательный, спасибо всем, кто строил и помогал. Я когда зашел, решил, что в город переехал. Такая планировка и ремонт в сельских домах — большая редкость. Как только подключат свет, сразу перееду. Многие опасаются, что быстровозводимые строения будут холодными, но меня это не волнует. Протопим, не замерзнем.

Одноквартирный дом, отдельная котельная, предусмотренная для угольного, дровяного и электрического отопления, бытовая комната, кухня и жилое помещение. Кухня оборудована электроплитой. Установлены рукомойник и биотуалет. Проводить воду и создавать септики будущие хозяева должны самостоятельно. Будут ли они устанавливать дополнительные удобства — ванну и унитаз, зависит от их желания. Михаил Жарков собирается жить по старинке.

— Туалет у меня будет на улице, не привыкшие мы к другому, — добавляет Михаил Николаевич. — А ванна мне зачем, когда баня во дворе будет?! Подполье в доме делать не хочу, хотя место для этого есть, на улице погреб построю, стайки для скота и склад для дров. Сразу приступлю к благоустройству приусадебного участка, возле дома выделили 25 соток земли, больше, чем у меня было. Возле окон разобью палисадник. Здесь сад у меня будет, там огород.

Из старого дома, словно из старой жизни, новосел собирается забрать только сапоги-болотники, кур, свиней и собаку. Все остальное пропало. За потерю имущества и урожая Жарков получил 120 тысяч компенсации. На эти деньги он собирается купить новую мебель и построить забор.

В полной безопасности

— Это экспериментальный образцово-показательный дом, — уточняет глава Иннокентьевского сельсовета Надежда Гречкина. — Его и построил Хабаровский домостроительный завод с целью показать людям, где они будут жить — чтобы не сомневались. Строители, бригада из восьми человек, приехали в село 21 октября. Мы расчистили территорию, провели межевание. Место выбрали безопасное, на возвышенности. Хоть рядом и течет Амур, этот участок не пострадал во время наводнения. К тому же здесь предусмотрен высокий фундамент, все строения поднимают дополнительно еще на полтора метра. Это и от воды спасет, да и добротное подполье соорудить можно. Собирать дом начали в конце октября, а 5 ноября его сдали — возвели в рекордно короткие сроки. Изначально подтопленцы настаивали, чтобы постройки были индивидуальные, без соседей, отдельно стоящие. Село же — люди привыкли друг от друга отделяться забором. Какие тут могут быть коммуналки и общие дворы, когда у каждого свое хозяйство. Да и земли хватает. Каждой семье выделен участок 25 соток. Жители Иннокентьевки положительно относятся к быстровозводимым домам. Все радуются, что впервые за столько лет стали строить в селе. У нас есть школа, детский сад, все возможности, чтобы жить и учить детей.

В скором времени рядом с небольшим домом Михаила Жаркова появятся еще шесть домов. В трех из них будут проживать многодетные семьи. Всего же в Иннокентьевке живет 582 человека. От наводнения пострадало 247, почти треть села. Серьезный урон стихия нанесла 24 семьям. Из них 11 ячейкам общества будут выделены деньги на капитальный ремонт. 6 семей переселят в райцентр Архару. Сейчас им подбирают квартиры на вторичном рынке. 7 переедут в новые быстровозводимые дома. Пределы Архаринского района никто из подтопленцев Иннокентьевки не пожелал покинуть.

Старые дома будут сноситься, так как они представляют опасность, землю расчистят. Пустырь в селе получится довольно большим. Бывшим владельцам разрешено разбирать надворные постройки на дрова и пиломатериал, чтобы прочно обосноваться на новом месте.

Приросли жилыми квадратами

Старый дом матери троих детей Галины Федосеевой не только ветхий, но и совсем маленький. На тридцати квадратах живут впятером. Самый пожилой член семьи инвалид Валерий Кулагин. Год назад мужчина лишился ноги. В затхлом помещении вздутые полы, перекошенные стены. Вещи сложены в мешки. Многодетная семья должна получить новый дом почти на 100 квадратов. Недавно Галина купила корову Дану. Буренка дает девять литров молока в день. Семье хватает.

— После эвакуации вещи так и не разбираем, — говорит Галина Федосеева. — В родной дом вернулись в середине сентября, как дорогу в село сделали. Ужас — воды по колено, стены обвалены, посреди комнаты крышка от подполья плавает, кошка сидит на шкафу, поросята — на крыше, дед ходит в болотниках. Надеемся, что к новому году переедем в большую квартиру. У каждого из детей будет своя комната. Сейчас старший сын спит на полу, а я хожу ночевать в летнюю кухню.

— На сегодняшний день определено 120 семей, которые подлежат переселению из непригодного жилья, — комментирует глава Архаринского района Эдуард Мисюк. — Для этого будет строиться новое жилье и приобретаться готовое. Застройка производится в селах Северное, Касаткино, Новопетровка и Сагибово. Будут установлены 29 быстровозводимых домов. Сейчас ведется кадастровый учет земельных участков, регистрация. Остальным будем приобретать квартиры на вторичном рынке. Цена квадратного метра составляет от 21 до 30 тысяч. Пока ажиотажа цен в райцентре нет. Чтобы его избежать, мы договариваемся с потенциальными продавцами, подкрепляем договор гарантийными письмами.

ЦИФРЫ

7 быстровозводимых домов будут построены в Иннокентьевке.

29— в Архаринском районе.

800 тысяч рублей стоит одноквартирный быстровозводимый дом.