• Дамба на реке Уркан — единственное спасение Ивановки  от будущих паводков.
  • К середине 2013 года строители выполнили около 90 % работ.

За компанией остался и еще один долг. К октябрю строители должны были заасфальтировать несколько участков трассы Зея — Тыгда, но, как и в истории с дамбой, остановили работы, сделав только половину.

Дамба за полцены

Жители Ивановки Зейского района постепенно возвращаются к нормальной жизни. Хоронить свое село, несмотря на последствия летнего наводнения, ивановцы не намерены. В домах ведутся работы по капремонту, люди ждут начала строительства нового жилья. Да и река Уркан, некогда принесшая деревне много бед, сегодня практически окутана льдом. Со стороны и не скажешь, что эта речка могла подняться почти на восемь метров и затопить деревню. Однако ивановцы с опасением ждут весны. Ведь дамба, которая проходит вдоль села и после прихода большой воды требует восстановления, до сих пор не достроена.

В 2012 году берегоукреплением зейской Ивановки начала заниматься новосибирская компания «Строительное управление № 5» (СУ № 5). По расчетам проектировщиков, общая стоимость новой дамбы на реке Уркан оценивалась в 70 миллионов рублей. Однако по итогам аукциона компания взялась ее строить за полцены — 46 миллионов рублей. К середине текущего года строители выполнили около 90 % работ, но из-за наводнения работы были прекращены. Получив по условиям договора большую часть средств — около 31 миллиона рублей, после схода паводка компания на объект не вернулась. Обеспокоенные судьбой гидротехнического сооружения селяне попросили помощи у областных властей. Накануне населенный пункт посетили министр природных ресурсов Приамурья Юрий Привалов и глава Зейского района Андрей Сухомесов. Чиновники осмотрели сооружение и попытались успокоить местное население.

Рыбаки из Марокко

СУ № 5 должно было не только продолжить строительство, но и провести гарантийный восстановительный ремонт дамбы после наводнения.

— Необходимо восстановить шпоры, которые тормозят течение реки и не дают возможности размыть дамбу, — рассказал глава администрации Зейского района Андрей Сухомесов. — Плюс паводок показал, что высоты сооружения недостаточно. Дамбу необходимо еще поднимать. В наводнение уровень Уркана доходил до 778 сантиметров. В самом низком месте дамбы вода не дошла до края всего пару сантиметров. Чтобы исключить перелив, укрепляли мешками с песком. Сейчас проектировщики вновь рассчитывают новый безопасный уровень. Средства на это есть. Вот только связи с подрядчиком, который должен выполнять работу, нет. В компании неоднократно менялся руководитель. В последний раз с ним удалось поговорить в начале октября.

По словам Андрея Модестовича, новые руководители, как правило, не в курсе, что делали их предшественники, и также только дают обещания. Последний визит в Зейский район представители СУ № 5 нанесли прямо из Марокко. «Говорят, мы только что из Марокко вернулись, рыбачили там, поэтому не в курсе дел», — с улыбкой вспоминает Андрей Сухомесов.

Цена перешла в качество

Местные жители не раз говорили и о качестве возведенной дамбы. Как рассказал инженер-электрик ивановской котельной Александр Храменков, основание сооружения отсыпали не камнями, а мелким грунтом. «Как только пришла небольшая вода, глину вымыло и дамба осела. Большая вода подчистила остальное», — сетует Александр Иванович. — Как так получилось, что проектная организация обсчитала объем работ и суммы, а строить дамбу подрядчик начал за половину суммы?! Вот они и сделали полработы, потому что на отсыпку дамбы денег не осталось. В итоге пострадало и само сооружение — вместо того чтобы укладывать в его основание камни, они сыпали грунт».

Своим вопросом житель зейской Ивановки обозначил главную проблему государственного заказа. Отвечая, министр природных ресурсов Юрий Привалов отметил, что с аналогичными проблемами сталкивается вся Россия. Вся загвоздка заключается в 94-м федеральном законе, по которому государственный контракт на выполнение тех или иных работ выигрывает та организация, которая предложит наименьшую цену. И эта практика вставляет палки в колеса многим отраслям. «Хотя мы тоже понимаем, что институт работал, специалисты обсудили все проблемные вопросы и рассчитали, сколько денег необходимо для капитального строительства дамбы. Но в результате конкурса сумма уменьшилась в два раза. И эта практика демпинга цен на аукционах порой не дает подрядчикам выполнять контракты, а государству и населению получить желаемый результат», — подытожил Юрий Иванович.

Успеть до весны

Найти нового подрядчика районным властям не позволяет, во-первых, то, что срок контракта закончится только в 2014 году, во-вторых, завершить работы за оставшиеся 10 миллионов рублей не согласится ни одна строительная организация. Как пояснил министр, вторично бюджетные деньги никто выделять не будет. В отношении новосибирской компании власти намерены обратиться в правоохранительные органы и уже с их помощью добиваться завершения начатых работ. Есть и другой выход — расторгнуть контракт через суд. Но в этом случае для Ивановки будет потеряно драгоценное время. Дамбу необходимо восстановить до начала весеннего паводка.

Вообще, власти наметили целый комплекс мер по защите села от паводка. Это и отсыпка дороги как минимум на полтора метра, и строительство мостов через Уркан, и даже изменение русла реки. «Необходимо поднять 6 километров дороги от Ивановки до трассы Зея — Тыгда, потому что если здесь, в селе, мы благодаря существующей дамбе отобьемся, то вода пойдет к дороге, в этом году такая ситуация произошла и село оказалось отрезанным. Дорогу у нас размывает почти каждый год, и у нас возникают проблемы с обеспечением села продовольствием», — считают жители Ивановки.

МНЕНИЕ

Асфальт хуже гравийки

Андрей Сухомесов, глава Зейского района:

— На счету невыполненных работ новосибирской компании и 2 участка трассы Зея —Тыгда. Два раза конкурс проводился, в первый раз выиграла читинская компания, но они за год так  ничего и не сделали, контракт мы добровольно расторгли. С осени прошлого года на участок дороги зашло СУ № 5. Начали браво. Затем темпы снизились, они стали отставать от графика, который сами же и подписывали. К 1 октября текущего года должны были быть заасфальтированы участки с 40-го по 44-й километр и с 70-го по 89-й. Сегодня они отсыпаны, еще летом поставлен асфальтовый завод, но ничего так и не сделано. Строители около полутора километров асфальта сделали, но по нему хуже ездить, чем по гравийке.  В результате именно по этим участкам сообщение между городом Зеей и федеральной трассой «Амур» остается проблематичным. Хотелось бы у правоохранительных органов спросить, когда это закончится. Деньги на дорогу были перечислены в полном объеме.

В арсенале только штрафы

Юрий Привалов, министр природных ресурсов Амурской области:

— Конечно, даже недостроенная дамба сыграла положительную роль в период паводка и не допустила наибольшего ущерба от затопления. Однако контракт не исполнен до конца, акты принятия объекта не подписаны, а инженерному сооружению требуется ремонт. К недобросовестным подрядчикам мы можем применить только штрафные санкции за некачественное выполнение или срыв сроков. Если контракт не выполнен, мы подаем в арбитраж, расторгаем договор и не выплачиваем оставшуюся сумму. Но здесь вопрос в другом — кто завершит возведение дамбы. Строить за оставшиеся 10 миллионов рублей вряд ли кто согласится. Сегодня мы защитили заявку на строительство 11 инженерных защитных сооружений (дамбы насыпные) по области. Заявка сейчас находится в Росводресурсах. Как только она попадет в программу, начнется поиск подрядчиков. Но мы уже сейчас ведем мероприятия по подготовке проектно-сметной документации на берегоукрепление сел Ивановка, Красноярово, Белоярово, Мазаново, Усть-Ивановка, Владимировка, Новопетровка, Калинино и других. И первым номером у нас стоит Ивановка Зейского района. Жизнь граждан и проживание на этих территориях должны быть гарантированно безопасными.

70 миллионов рублей — в такую стоимость оценили проектировщики строительство новой дамбы на реке Уркан. Однако по итогам аукциона компания взялась возводить сооружение за 46 миллионов рублей.