Школьники любят крепостное право, но плохо знают перестройку

За школьной партой я сидела почти 20 лет назад. Надо сказать — тревожное чувство. Тем более что, напросившись на урок истории в благовещенскую гимназию № 25, журналисты АП сразу попали на практическую работу. По Смутному времени, которое я, признаться, помню очень смутно.

Со Смутным временем все ясно

Вначале учитель Татьяна Фоменко демонстрирует десятиклассникам фильм, обозначивший главные события Смуты, затем выдает листы с заданиями — и работа пошла. Кто?.. Когда?.. Для поиска ответов можно задействовать учебник, но ребята не стесняются и советоваться с педагогом. 15 минут — и школьники уже зачитывают ответы, обсуждают, анализируют.

— Детям нужно давать не только исторические факты, но и их оценку, — считает Татьяна Владимировна. — Мы уже отошли от тех времен, когда автор внедрял какую-то идеологию. Сейчас упор делается на анализ событий историками.

Современные школьники знакомятся с материалом, рассматривая его с разных сторон. Этот подход, по мнению педагогов, не поменяется и с внедрением единого учебника по истории.

— Мы сразу ориентируем детей, особенно старшеклассников, что есть формационный подход к изучению истории, есть цивилизационный, есть другие подходы. Даем обычно 2—3 точки зрения, привлекаем разные источники. Ну как, например, мы можем рассказывать о Средневековье, не знакомясь с летописью? Сейчас мы занимаемся по учебнику Буганова и Сахарова. Надо отметить, нам с ним очень повезло: книга отвечает всем требованиям подготовки ребятишек 10—11-х классов к итоговой аттестации. Здесь хорошая база, хорошие иллюстрации. Представлены даже документы, которые мы постоянно анализируем. Главное, научить школьника работать с источниками получения информации.

Сдать ЕГЭ помешали Черчилль с Рузвельтом

Не во всех школах с этой задачей могут справиться. Амурские школьники показывают на ЕГЭ по истории довольно плачевные результаты. В прошлом году экзамен по этому предмету провалили 398 человек из 1 207 — 33 процента. По мнению специалистов Министерства образования и науки, скорее всего, на результате сказалась неготовность к новым заданиям. В этом году к экзаменационным вопросам добавились задания, связанные с умением анализировать исторический источник, узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство, применять карты при анализе исторической информации.

Самый низкий процент правильных ответов в части А (тестовая часть) был на вопросы, касающиеся советской истории 1960-х годов. Высокий процент правильных ответов касался отечественной истории ХIХ века. И этому есть вполне простое объяснение.

— Школьники хорошо знают Отечественную войну 1812 года и отмену крепостного права и не любят НЭП и перестройку. Дело в том, что эти темы проходят в конце года, когда и у детей концентрация внимания снижается, и всякие праздники начинаются, и учитель не успевает раскрыть тему подробно, — объясняет директор Центра теории и практики воспитания и дополнительного образования Амурского областного института развития образования Ольга Вакуленко.

Также эксперты отмечают, что выпускники плохо решают тестовые задания, связанные с культурологическим содержанием. Анализ части В показал, что школьники не умеют устанавливать хронологическую последовательность исторических событий. У них вызывают затруднения задания на соотнесение исторических личностей и событий отечественной истории. Большинство выпускников не умеют ориентироваться в картографическом материале.

Задания части С касаются дискуссионных проблем истории. Выпускникам предлагалось определить даты жизни исторической личности, направления ее деятельности и назвать результаты этой деятельности. Затруднения вызвали такие исторические персоны, как Черчилль, Рузвельт, Карл Великий и другие.

ЦИФРЫ

38,4 средний балл ЕГЭ по истории в 2013 году.

59,68 средний балл ЕГЭ по истории в 2013 году у золотых медалистов.

51,96 средний балл ЕГЭ по истории в 2013 году у серебряных медалистов.

5 баллов — минимальный результат на ЕГЭ по истории, который получил школьник из Завитинска.

1 394 амурских выпускника сдавали ЕГЭ по истории в 2013 году

928 (66,6 %) сдали экзамен

466 (33,4 %) не преодолели минимальный порог.

ЕГЭ по истории предлагают сделать обязательным. Сейчас выпускники школ в обязательном порядке сдают только два Единых госэкзамена — по русскому языку и математике.

Мы ждем ваших откликов. Высказывайте свою точку зрения на нашем сайте www.ampravda.ru