История вопроса

MNP (Mobile Number Portability), по-русски — переносимость мобильного номера. Проще говоря, возможность сменить оператора, сохранив за собой существующий номер телефона.

Шли к этому долго и «через тернии» противодействия операторов. Этапы перечислять нет смысла, над проблемой работают уже пятый год. Первый раз проект успешно похоронили на полпути, предлог — закон должен быть един для всех, а операторы фиксированной связи переносить свои номера технически не готовы. Позже «единый для всех» закон неожиданно перестал быть обязательным для всех, и переносимость начали внедрять только для мобильных номеров.

В декабре 2012-го закон должен был вступить в силу. Но его действие вновь отложили. По новому плану вся техническая документация и требуемые изменения в законодательстве должны были быть готовы к 1 марта 2013 года. Но опять не успели — не подготовили регламент работы оператора базы, не разработали и регламент взаимодействия операторов. Зато появилась утвержденная президентом поправка к Закону «О связи», согласно которой MNP должна начать действовать с 1 декабря 2013 года. Сейчас, за две недели до официального запуска услуги, не все решения проработаны, документация также пока не готова.

Многие специалисты рекомендуют — раньше будущего года менять оператора с сохранением номера не стоит. В Минкомсвязи предложили компромиссный вариант, так называемый «переходный период»: официально MNP мы как бы запускаем, но кто не успел подготовиться — получает отсрочку 135 дней, до 15 апреля 2014 года.

Возможные проблемы

На перенесенный номер, скорее всего, будут нормально проходить голосовые вызовы и SMS-сообщения с других мобильных телефонов, со всем остальным пока вопросы. Будут ли корректно обрабатываться платежи? Ведь в некоторых системах работают терминалы, автоматически распознающие оператора по коду. Будут ли проходить вызовы с городских телефонов? С мелких районных АТС, со служебных АТС, с мелких станций, которых по стране тысячи. А звонки на мобильные через Скайп? SMS-подтверждения из банков — отдельный вопрос.

А бесплатные звонки внутри сети? Звоните вы со своего «Супер Ноль» МТС на номер +7914 ххх, а этот номер уже перенесен в «МегаФон». Вы надеялись поболтать бесплатно, а спишут по 3.40 рубля за минуту, приятная такая неожиданность. На данный момент официальное (от Минкомсвязи) решение — перед каждым звонком заходить на сайт ЦНИИС и проверять принадлежность номера. Никто также не тестировал работу базы данных под реальной нагрузкой с тысячами обращений в секунду. Обвалится база — и что?

Это только очевидные проблемы. Напрашивается резонный вопрос: как в других странах все работает? По-разному. Например, через единого маршрутизирующего оператора, который держит у себя актуальную базу данных перенесенных номеров и сам разбрасывает звонки по нужным сетям. Или с базой данных, к которой обращается каждый оператор любого вида связи. Или компромиссный вариант: не хочешь/не можешь взаимодействовать с базой — «донор» это сделает за тебя и выставит счет.

Интрига

При изучении аргументов сторон возникает подозрение, что сотовые операторы и Минкомсвязи по-разному представляют себе взаимодействие при звонке на перенесенный номер. Большинство проблем и потенциальных «нескладушек» легко решаются в том случае, если маршрутизацией вызова будет заниматься оператор-донор. То есть Петя звонит Маше на номер «МегаФона», не обнаружив у себя этот номер, «МегаФон» выясняет его местонахождение и самостоятельно транслирует звонок в сеть МТС. В цепочке появляется лишнее звено, но для министерства и нас с вами такая схема оптимальна. Так как в этом случае никому, кроме сотовых операторов, не требуется ничего дополнительно внедрять, обращаться к базе перенесенных номеров и вообще о чем-то заботиться. Все как работало, так и будет продолжать работать, а поиском нового местонахождения номера и организацией соединения займется оператор-донор, которому номер принадлежал изначально.

Заманчиво, но возникают вопросы. С какой стати оператор-донор должен работать за телеком-коллегу и продолжать обслуживать абонента, который от него ушел? Помимо дополнительной нагрузки и связанных с этим расходов, оператору-донору, возможно, придется оплачивать приземление вызовов, за которые он сам ни копейки не получает. А еще ведь придется обрабатывать и передавать все входящие сообщения.

В интервью «Ведомостям» пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников рассказал: «Переход номера в новую сеть возможен, только если к этому готовы все участники процесса — и принимающий абонента оператор, и платежные системы, и база данных перенесенных номеров. А участники рынка пока не готовы, и причиной тому в первую очередь — непроработанность ряда законодательных и технических вопросов: например, до сих пор нет основного документа, который определяет организационно-техническое взаимодействие всех участников процесса перенесения номера».

Говоря простым языком, за две недели до официального запуска услуги Минкомсвязи не соизволило объяснить, как это все вместе должно работать.

Финансовая неожиданность

Тем временем Госдума в первом чтении приняла поправки к «Закону о связи» об ответственности операторов о несвоевременном внедрении переносимости номера. Авторы законопроекта намерены обязать оператора, отказавшего абоненту в переносе номера, продолжать обслуживать этого абонента бесплатно до тех пор, пока услуга MNP не будет оказана.

Получается, оператор Х готов абонента отпустить, но оператор У технически еще не готов его принять. И в наказание за неготовность У технически готовый Х будет обслуживать абонента бесплатно. Было бы понятно, если бы предложили обязать У выдать абоненту новую сим-карту и обслуживать его бесплатно вплоть до переноса «родного» номера.

Если законопроект примут в таком виде, то желающих перейти будет много. Дело в том, что отказаться от перехода абонент вправе, в любой момент он сможет это сделать дистанционно, без посещения офиса оператора. Но не позже чем за два дня до даты фактического переноса номера. Соответственно, выбираем заведомо неготового оператора и пишем заявление на переход, а через 8 дней начинаем обслуживаться у «родного» оператора бесплатно. Когда перенос все-таки созреет, за два дня до «часа Х» переход отменяем.

Утешает лишь то, что новшество не должно затронуть обычных абонентов, которые ни к кому со своим номером не перешли. Советую хорошо подумать, прежде чем менять оператора. Кстати, следующий переход, как и возвращение к прежнему оператору, станет возможным только через 70 дней после предыдущего переноса.