Начал читать — не оторваться. Утром на работе должен как штык быть, а я, знай, самую что ни на есть сатиру на сегодняшний день читаю! Времена строгие были, удивился, как писателя на Колыму не сослали. Впрочем, жизнь многим отравили за эту публикацию: и редактору М. Л. Гофману по партийной линии вредительство пришили, и самому автору творческий кислород перекрыли, и альманах «Приамурье» закрыли за безыдейность — шутка ли: повесть попала в записку Минкульта СССР в ЦК КПСС как «идейно-порочное произведение, извращенно показывающее советскую действительность»! А это, считай, расстрельная статья! Попытался что‑нибудь раскопать об авторе, но даже вездесущий, знающий обо всем, как соседка по подъезду, интернет развел в недоумении руками.

Много интересного узнал я из того затрепанного, потертого руками многих читателей альманаха «Приамурье». Он через несколько лет после расправы над ним возродился под немного другим названием — «Приамурье мое», но суть его оставалась прежней: амурские авторы представляли в нем на суд читателей свое творчество. Проза, поэзия, публицистика, воспоминания, ноты песен, репродукции работ художников.

В разные годы — Б. Машук, Н. Фотьев, В. Илюшин, Гр. Федосеев… Кстати, о Федосееве: стыдно признаться, но его небольшую повесть «Меченый» прочел всего две недели назад. Нашел ее в сборнике «Приамурье мое» более чем 40‑летней давности — и одним глотком, за вечер! Прекрасная (и жутковатая, и грустная) повесть о жизни волка! С таким интересом разве что лондоновский «Белый клык» был в детстве прочитан. Хотя куда Лондону до нашего Федосеева!

В этом же сборнике — негромкие душевные стихи очень хорошего поэта Виктора Алюшина, стихи у него такие… родниковые.

И еще закладочки есть в том сборнике, что ожидает меня сегодня после работы. А рядом с этой книгой лежит несколько других изданий с таким же названием. И тоже с закладками — я эти книги теперь со всей страны собираю: наткнулся в интернете на букинистический сайт, там ищу. Не поверите: сборники «Приамурья» мне шлют из самых отдаленных уголков! Из Калининграда, из Красноярска, из Саратова! Разлетелись книги! Ну, знать, пришло время «собирать камни».

Они чем интересны… Они о нас. О нашей жизни, о нашей природе, о понятных нам заботах. Они — отражение всего того, что происходит с нами и вокруг нас. Это история нашей области, только написанная не как учебник.

Завтра к Лецику пойду: и тот самый раритет нужно вернуть — слово давал. Заодно разведаю, что будет в следующем сборнике, который Владислав Григорьевич — самый главный редактор и безжалостная гроза местных писателей — готовит к изданию. Вот-вот выйдет. А выйдет — не упущу. А то ищи потом по стране, да?