Перелет как большой стресс

Летом прошлого года в аэропорту Благовещенска произошел курьезный случай. С рейса «Благовещенск — Москва» сняли живой груз. Преданная такса по кличке Ричи отказалась в одиночестве выполнять перелет в багажном отсеке «боинга». Свое несогласие собака выразила доступным ей способом — в кровь разбила морду, пытаясь разгрызть пластиковое окошко клетки. Вовремя заметив неладное, сотрудники, укладывающие чемоданы, вынесли окровавленное животное в покореженной клетке. Самолет взлетел с хозяевами таксы, но уже без любимца на борту.

— Одни животные испытывают сильный стресс при перевозке, другие не обращают на этот факт никакого внимания — лишь бы они были сыты и в любимой клетке, — говорит ветеринар веткабинета «4 лапы» Наталья Киселева. — Легче переносят перелет служебные собаки. А такие породы, как шпиц, йоркшир, тойтерьер будут волноваться больше других.

Подготовку питомца к необычному испытанию хозяевам стоит  начинать за 2—3 месяца, а лучше — за полгода. За этот срок нужно приучить к клетке кошку или собаку, чтобы животное воспринимало ее как свой домик. Перед самым отъездом, за 2—3 дня, дают успокоительное, предназначенное для четвероногих, с учетом их веса, например, «Стоп-стресс». Полезны будут средства от укачивания. Ни в коем случае нельзя применять наркоз — он может спровоцировать остановку сердца.

По словам ветеринара, иногда во время перевозки животные умирают. Питомец может испытывать такой страх, перелетая в темном и шумном багажном отсеке, что сердце не выдерживает. Вот и хозяева Ричи вынуждены были временно пристроить животное у родственников. Второй раз такой стресс животное не перенесет. Для него ищут вариант с перевозкой в европейскую часть страны автомобильным транспортом.

Хлопотный живой груз

Заблаговременно перед полетом владелец четвероного или пернатого друга должен получить согласие от авиакомпании на перевозку. Порой требуется непосредственное сопровождение животного взрослым пассажиром. Запрос  можно сделать при бронировании или покупке авиабилета, но не позднее чем за 36 часов до вылета. Перевозку животного авиакомпании подтверждают в течение двух-трех дней с момента направления запроса. Как подчеркнул представитель перевозчика, необходимость запроса обусловлена запретом перевозки антагонистических животных в одном пассажирском салоне или багажном отсеке, а также требованиями властей в части, касающейся ограничений на ввоз.

К перевозке в салоне самолета, как правило, допускается домашнее животное, вес которого вместе с клеткой не превышает 8 кг. У «Аэрофлота» допускается перевоз только одного питомца в салоне, на рейсах авиакомпании «ИрАэро» принимается не более двух животных. В отапливаемом багажном отсеке живой груз перевозят в клетках.

—  Клетка крепится путем швартовки с помощью специальной крепежной системы, — отметили в пресс-службе компании «Аэрофлот». — Во время полета она находится в фиксируемом положении в отапливаемом багажном отсеке. Грузчики размещают животных в ручном режиме, предварительно просвечивается только клетка.

Позиция авиакомпаний неуклонна: всю ответственность за животное несет его хозяин. Для большинства перевозчиков  это не более чем живой груз, который только добавляет хлопот. Правда, в ответе на запрос АП «Аэрофлот» указал, что они несут ответственность за перевозку животных, но «за перенесенный стресс, который, возможно, испытает животное на борту, и последующее состояние здоровья авиакомпания ответственности не несет». А в авиакомпании «Якутия» отметили, что пассажир обязан возместить все убытки и дополнительные расходы в случае причинения животным (птицей) вреда воздушному судну, багажу других пассажиров, здоровью и жизни других пассажиров.

Шпиц из Флориды побывал в Монако, Париже и Благовещенске

Амурчанка Валентина Ид, будучи замужем за иностранцем, путешествует между Францией, США и Россией вместе со своей собакой породы шпиц. Она поделилась с АП своим опытом полетов.

— Для нас собака как член семьи. Наша Мишель родилась во Флориде и еще щенком успела побывать на борту самолета. Первый перелет был из США в Россию. За эти четыре года она успела побывать во Франции, Италии, Монако, Америке и несколько раз уже летала по маршруту «Москва — Благовещенск — Москва».  Каждый полет мы планируем заранее. Иногда приходится оставлять Мишель у родственников, если в стране прилета действует карантин, как это было с нашей поездкой в Англию.

Мишель отлично переносит перелеты: спит всю дорого и никогда не гавкает. Стоит нам начать собирать чемоданы, она тут же забирается в переносную сумку, а если ее нет, то ко мне в чемодан. Кажется, что она испытывает сильный страх перед тем, что мы уедем без нее. Поэтому всем видом показывает, что она готова пережить все перелеты, лишь бы быть с нами. Перед вылетом Мишель как будто знает, что ей предстоит. Не ест, не пьет в аэропорту.

Кстати, за границей есть специальные зоны для собак в аэропорту, как на улице, так и внутри зданий. Например, в аэропорту Вашингтона есть комната с пластиковым покрытием, имитирующим траву, и столбиками. Там же оборудованы миски с водой и кормом и мешочками для уборки за животным.

Для нас принципиально не сдавать собаку в багаж, а перевозить ее только в салоне самолета. Для этого у нас есть специальная сумка, которая помещается впереди стоящего сидения. Часто рядом сидящие пассажиры даже не догадываются, что летят по соседству с собакой.

Сколько стоит собачий полет * 

235 руб.

Прививка от бешенства, справка о прививках, архивная выписка из ветеринарной карточки.

3 650 руб.

Клетка для перевоза, абсорбирующий материал для поддона, успокоительные таблетки

271 руб.

Ветеринарное свидетельство по форме № 1 выдает районная станция по борьбе с болезнями животных при предъявлении паспорта животного с отметками о прививке (для перевозки по территории России). Срок действия свидетельства — 3 дня с момента выписки.

3 940 руб.

Оплата сверхнормативного багажа. В авиакомпаниях, запрещающих перевоз животных в салоне самолета, плата взимается исходя из веса животного с клеткой.

* На примере собаки весом 9 кг при перевозке из Благовещенска в Москву в грузовом отсеке самолета.