Иное дело — ученики благовещенской средней школы № 1, у кого преподавал Василий Ефимович Соколов! Каждый урок был не похож на другой. Интересными были даже разминки: не обычный бег, а все с какими‑то шахматными обгонялками, кувыркалками и прочими неожидалками. То нужно было запрыгнуть на спину впереди бегущему, то перескочить через него, когда тот по команде приседал: тут и смех, и азарт, и — хорошее настроение!

А уж когда начинались всякие игры и эстафеты, то есть командные состязания, то на уроке воцарялся дух соперничества и товарищеской поддержки. Понятно, что ученики выполняли все то, что задумано было учебной программой, но ведь не каждый учитель пропускал это через свое личное Я, как это делал (мы это чувствовали) Василий Ефимович.

Сейчас уже не дано узнать, вел ли он какую‑нибудь статистику: кто из его учеников пошел в физкультурный техникум или на «физвос» в пединститут — скорее всего, и нет. Прежде всего он воспитывал в подростке мужественного, порядочного человека, учил преодолевать трудности, не пасовать перед ними, прививал уважение к дисциплине. Именно это он считал главным. Хотя наверняка радовался, когда кто‑то шел по его стопам.

Школе, своим ученикам он посвящал всего себя: в его трудовой книжке, по сути, только две записи: принят преподавателем физкультуры в СШ № 1 и уволен по случаю пенсии. Возился с нами и днем, и вечером, взять ту же «Зарницу»: после уроков на школьном дворе наш отряд оттачивает строевой шаг, да еще и под песню! Или учимся правильно метать гранату, или преодолеваем полосу препятствий. Так зато и места призовые!

А всевозможные турниры-соревнования — и здесь первенствовали, свято соблюдая школьный девиз: «Первая — во всем первая!» А значит, и в спорте!

Характер его был выкован еще в детстве: рано оставшись без родителей (погибли от голода во время разрухи после Гражданской войны на Брянщине, откуда он родом), воспитывался в детской коммуне под Арзамасом — вряд ли кто осмелится эти годы назвать счастливыми. Зато там и к труду приучали, и к суровой правде жизни.

Заметив в парне крепость тела, коммуна направила его в Ленинградский институт физкультуры им. Лесгафта — заведение в нашей стране уважаемое. Вот только окончить его все же не удалось: с финансами было совсем туго, пришлось зарабатывать в прямом смысле на кусок хлеба. А там и в армию идти срок подошел… В годы войны командовал танком, был тяжело ранен, подчистую списан на гражданку, где и посвятил себя воспитанию школяров.

…Обычный школьный учитель, рядовой спорта, один из тех, без кого бы не было и олимпийских чемпионов!