• С 2009 года Владимир Постернак занимался проектированием космодрома Восточный.
  • Самолет сам летит по заданному маршруту и делает снимки.

 У беспилотников свои секреты

— Потребность в беспилотниках у нас достаточно высокая, — говорит генеральный директор ООО «Центр применения беспилотных летательных аппаратов» Владимир Постернак. — Они могут использоваться для нужд сельского хозяйства, лесного комплекса. Такие аппараты позволяют решать многие вопросы без привлечения самолета или вертолета. Например, вести учет численности животных. Министерство сельского хозяйства заинтересовалось этой идей: с помощью беспилотника можно фиксировать ущерб урожая от стихийного бедствия. Существует профессиональная техника для таких целей, но она очень дорогостоящая. Комплект есть на вооружении амурской полиции, стоимость его — более трех миллионов рублей. Далеко не все могут позволить себе такое оборудование. Наша идея заключалась в том, чтобы создать модельный ряд достаточно дешевых беспилотных летальных аппаратов для разных целей.

Чтобы удешевить стоимость, самоучки, увлекающиеся авиамоделированием много лет, создают беспилотники на основе недорогих готовых моделей. Корпус модели Х-8, например, состоит из пенопласта. Отсюда и легкость аппарата — максимум 3,5 килограмма. В модель умельцы устанавливают специальную начинку: сам автопилот, фотокамеру с GPS-навигацией.

Летают аппараты на высоте до 300 метров. Время полета — от 25 минут до часа. Координаты участка и маршрут задаются заранее, беспилотник следует по ним, сверяясь по спутнику, и делает снимки. Ручным остаются только старт и приземление аппарата, но и это практически условно, уверяют специалисты. В принципе самолеты могут сами выполнять и взлет, и приземление.

— У нас есть свои секреты, — улыбается Владимир Постернак. — Например, фотокамеры, которые мы устанавливаем в самолеты, на нашем рынке не купить. Есть и другие технические тонкости, так сказать, наши эксперименты для улучшения характеристик работы. Так, хотим значительно увеличить время полета беспилотника, соответственно, увеличится и площадь охвата снимками.

200 снимков на село

После каждого облета фотографии скидываются в компьютер, а затем собранные за несколько заходов кадры сшиваются с помощью специальной программы по координатам. В итоге получается цельная подробная картинка.

— Мы делали аэрофотосъемку села Ровного, — отмечает Владимир Алексеевич. — На одно село потребовалось где‑то около 200 снимков. На краю расположена ферма, так можно на снимках овечек пересчитать. В период наводнения, когда вода начала уходить, фотографировали затопленную Владимировку. Разрешение очень хорошее, таких снимков нашей местности в Google не найти.

Для работ по аэросъемке есть ограничения — сильный ветер. Чтобы довести летные навыки до совершенства, летчики-изобретатели отрабатывают полеты на специальном тренажере, похожем на компьютерную игру.

— Есть у нас и тяжелые бензиновые аппараты. На легких в сильный ветер работать невозможно — не приземлится. Есть ограничения и по температуре воздуха — в сильный мороз стараемся не работать. А облачная погода, в принципе, не помеха, — рассказывают авиамоделисты.

Космические планы

Конструкторы беспилотников уже год сотрудничают с правительством Амурской области. Интерес к услугам аэрофотосъемки выразили и создатели космодрома Восточный. В конце января на выставке предприятий, чью продукцию может использовать космодром, Владимир Постернак представил свое предложение главе Роскосмоса Олегу Остапенко.

— Опыт общения с Роскосмосом у меня большой, — говорит Владимир Алексеевич. — По специальности я техник по радиолокационному оборудованию самолетов и вертолетов, учился в военном училище в Тамбове. Потом окончил Военно-воздушную академию имени Жуковского. Служил в Завитинске и остался жить в Амурской области. До работы с беспилотниками участвовал в проектировании космодрома Восточный. Но это не совсем мое. Дело в том, что несколько лет назад подсказал своему товарищу возможность использования беспилотников для поиска упавших ступеней ракет. Сейчас этот опыт на наших космодромах уже есть. Тогда товарищ спросил меня, почему сам не занимаюсь этим? Так и родилось это предприятие.

По идее создателей летательных шпионов, вместо вертолета в район падения отделяемой части ракеты на территории Амурской области отправляться будет беспилотник. Задача самолета: обнаружить и сфотографировать координаты места падения. Затем туда направится специальная группа, которая уберет остатки ступени. После этого аэрофотосъемка подтверждает, что последствия падения действительно устранены.

Кроме того, компания уже получила предложение от Спецстроя России вести аэрофотосъемку строящихся объектов космодрома. Начать работы планируется в ближайшее время. Со слов Владимира Постернака, на съемку всех возводимых объектов уйдет несколько дней, еще три — на обработку данных. Свои возможности моделисты хотят продемонстрировать главе Роскосмоса — Олег Остапенко снова планирует посетить наш регион в марте.

Помимо самолетов, есть в арсенале специалистов по аэросъемке и мультикоптеры: аппараты, напоминающие вертолет. Они являются полностью автоматическими и позволяют вести видеосъемку с воздуха, есть возможность передавать картинку на землю в режиме онлайн. Энтузиасты под руководством Владимира Постернака совершенствуют характеристики моделей, чтобы получить более четкое изображение.

— Самая большая проблема — стабилизация, сделать так, чтобы картинка не дрожала, — отмечают электронщики. — Но мы смогли решить ее. Вот посмотрите: слегка дрожит видеоизображение только при большом увеличении. Мы даже пробовали снимать свадьбу с помощью этого аппарата. Хорош мультикоптер и для других мероприятий с большим количеством людей. Можно поднять в воздух и фотоаппарат, есть возможность дистанционного управления с земли, чтобы делать кадры выборочно. Сейчас очень ценятся в мире работы в панорамной съемке, и у нас уже есть такой опыт.

ЦИФРЫ

25 минут составляет длительность одного полета беспилотника.

250 тысяч рублей — стоимость аппарата с установленным оборудованием.

350 тысяч рублей стоит мультикоптер с камерой.

3,5 килограмма составляет вес беспилотника с оборудованием.

КСТАТИ

1858 — в этом году состоялась первая аэрофотосъемка в мире. Раньше для этого использовали дирижабль, воздушный шар, воздушного змея и даже почтовых голубей.