• Фото: Сергей Лазовский

А жесткие санкции — сценарий апокалипсиса, которому не бывать, считает директор департамента по Амурской области  «Азиатско-Тихоокеанского Банка», член Амурского банковского клуба Дмитрий  Макаров. Бояться ли экономической войны, что ждет амурчан, если заблокируют Visa и MasterCard, а также докатится ли до Приамурья «чистка» банковского сектора — читайте в этом интервью. 

Шанс для своих

— Дмитрий Николаевич, как вы считаете, какие экономические последствия могут иметь угрозы других стран  из-за присоединения Крыма?

— Все, что нас не губит, делает нас сильнее. Можно много говорить о том, насколько адекватны санкции, почему Запад игнорирует то, что предвещало возврату Крыма в состав России. Но я думаю, что и с этим мы благополучно справимся. Кстати, для нас это уже не первая экономическая блокада. Безусловно, если найдут повод и санкции будут включены по максимуму, страну ждет жесткий переходный период. Учитывая то, что у нас в товарах доля импорта 65 процентов, нам нужно будет засучить рукава и работать по 25 часов в сутки. Но и доля России в мировой экономике очень большая. Отключение нашей страны из мировой экономики  — это глобальный передел. Последствия его непредсказуемы, и никто делать этого не будет. Запад прекрасно осознает это и уже озвучивает применение серьезных санкций только в случае вооруженного вторжения России на Украину. Но мы — не страна-агрессор.

Поэтому я считаю, что всерьез говорить о каких-то надуманных санкциях и их крайних последствиях сейчас не имеет смысла. А вот о замещении импорта стоит задуматься всерьез. Это шанс! Не Запад, а мы сами себе должны выставить определенные санкции и качественно выполнить их в короткое время, учитывая положительный и негативный опыт в нашей истории.

— Как расцениваете меру США о блокировании карт международных платежных систем Visa и MasterCard ряда российских банков?  Если (не дай бог!) в список попадет банк, имеющий клиентов в области, чем вообще  это чревато?

— Поражает, с какой легкостью применяются некоторые «санкции». Абсурдность оснований и их смысла оставим историкам и аналитикам, но нас опять же подводят к самостоятельности. Например, в Китае и Японии есть свои платежные системы, которые уже окрепли и готовы выйти на мировую сцену. Я думаю, пройдет какое-то время и VISA и MasterCard будут лишь одними из первых, но не единственными. России нужно догонять эти технологии. Отказаться от них невозможно, за ними будущее. Локальные проекты уже есть в России. Но в основном коммерческие. Сейчас именно государство должно проявить интерес к созданию национальной платежной системы и постепенно вывести ее на мировой уровень. И шаги в этом направлении недавно уже были озвучены.

За несколько лет изменилось техническое оснащение офисов. Появились банкоматы, терминалы самообслуживания, электронные системы управления очередью, изменились сами рабочие места специалистов, программы.

Но если все-таки представить ситуацию, когда банк отключили от платежной системы, в которой выпущена карта, важно понимать, что сам счет находится в банке. Это ограничивает функциональность карты, но не ограничивает ваши средства. Вы можете прийти в банк и в кассе провести операции со своими средствами —  снять, перевести либо, наоборот, пополнить. Но еще раз скажу, такие санкции — это  сценарий апокалипсиса. Он не состоится.

— Но получается, в случае введения российской платежной системы нам придется забыть об оплате зарубежных отелей, покупках в иностранных интернет-магазинах?

— Я думаю, что уже в ближайшее время будет сделан выбор, на базе чего в России появится своя национальная платежная система. До тех пор, пока она будет действовать только в РФ, соответственно, и операции с ее картами могут совершаться только в нашей стране. Иностранные банки нас просто не увидят. Значит, любые операции за рубежом, включая интернет-покупки, будут недоступны. У нас рядом очень хороший пример работы данных систем — китайские банкоматы. Если они подключены только к своей системе UnionPay, то не принимают ни одну другую карту. И их карты не принимаются у нас. Но если «подружить» системы двух стран, то можно без проблем обслуживать и их карты. Не исключаю варианта развития событий, если в мире начнется активное проникновение различных платежных систем. Здоровая конкуренция будет очень полезной. Тогда клиент при заказе карты может сам выбрать любую платежную систему, исходя из того, как и где он планирует пользоваться картой. К слову сказать, у нас и сейчас есть клиенты, которые специально делают дополнительные карты в разных системах с тем, чтобы упростить и удешевить их использование за границей. Ведь есть страны, где больше развита долларовая система VISA, а есть где европейская MasterCard.

ЦБ нацелился на банки-прачечные

— На фоне последних событий внешней политики поутихли  внутриэкономические страсти, которые недавно были во всех выпусках новостей. В прошлом году Центробанк начал  «чистку» банковского сектора. Докатится ли она до Приамурья и какие последствия могут быть?

—  Я бы не называл этот процесс «чисткой», все-таки это больше оптимизационный вариант и приведение банковской системы в логическое соответствие к нормам работы. В России работает около тысячи банков. Теперь задумайтесь — у 500 из них капитал меньше 1 миллиарда рублей, доля рынка этих кредитных организаций — всего 2,5%. Для чего создавались эти банки? Ответ на вопрос дает статистика по отзыву лицензий —  около 95% — это нарушение законодательства в части легализации доходов, полученных преступным путем. Разве не нужно наводить порядок? Нужно. Вот этим и занимается ЦБ. Нескольким банкам дано указание создать резервы, так как в свое время при кредитовании они этого не делали, в итоге капитал ушел в «минус», и автоматически банки лишились лицензии. Судя по приведенным данным, задел для работы у ЦБ еще большой. И в этом я не вижу чего-то негативного в первую очередь для клиентов. Самое время повысить свою финансовую грамотность и научиться разбираться в элементарных вопросах выбора и оценки банка — вы же собираетесь туда отнести  кровно заработанные деньги. И тогда многие протекающие процессы не будут казаться ужасными и пугающими, а, напротив, будут служить ориентиром. В Амурской области в основном присутствуют банки с высокими рейтингами, поэтому, думаю, данная «волна» нас не коснется.

— А сколько сейчас банков представлено на территории области? Не ухудшится ли после сокращения доступность услуг?

— На данный момент у нас действуют 25 банков, последний пришел в январе. По итогам прошлого года появилось три новых игрока. В 2012 году у нас в области открылись  филиалы двух банков. Каких-то негативных моментов в работе не выявлено, все довольно крепко стоят на ногах, показывают динамичный рост показателей, общая сеть подразделений достаточно широкая и охватывает большинство крупных и средних населенных пунктов. Поэтому каких-то проблем в части доступности банковских услуг в 2014 году в Приамурье я не вижу. А два наших, именно местных, банка (Азиатско-Тихоокеанский банк и Восточный экспресс-банк) стали уже субфедеральными и занимают высокие позиции в рейтингах. По большому счету Благовещенск — банковская столица Дальнего Востока; ни Владивосток, ни Хабаровск этим похвастаться не могут. 

АТБ переезжать не будет 

— Головной офис вашего банка зарегистрирован в области, но некоторые службы базируются в Москве. Не собираетесь ли переводить остальные?

— Действительно, с конца 2008 года мы присутствуем и развиваемся в Москве. Там у нас выросли и работают серьезные блоки, которые занимаются международными, межбанковским отношениями, ценными бумагами и прочими вопросами, т. е. такими, где уровень профессионализма привлеченных сотрудников должен быть очень высоким и соответствовать задачам. Там же создается и мощный корпоративный блок банка. В других регионах это сделать очень трудно. А в Благовещенске находится «сердце» банка, которое перенести уже практически невозможно. Кроме филиала по Амурской области, здесь у нас основной центр обработки данных всего банка, дублирующий мы строим в Белогорске. В Благовещенске также разработчики программного обеспечения, кредитное и розничное подразделение головного офиса, бухгалтерия... И call-центр, в котором работает более 200 сотрудников, обслуживающих звонки со всех 18 регионов, тоже в Благовещенске. Из 5,5 тысячи сотрудников банка в Амурской области работает более 1,3 тысячи.  И что очень важно — основные суммы налога тоже «работают» в Приамурье. По итогам прошлого года в бюджет области банк направил более 1,2 миллиарда рублей налогов! Несмотря на то что банк вырос, переезд головного офиса в столицу — это очень дорого и не факт, что эффективно.

Банковских клерков заменит техника

— Ряд банков у нас изменили организационную структуру — филиалы Промсвязьбанк, Райффайзенбанк, Росбанк трансформировались в «легкие» операционные офисы, даже Сбербанк в прошлом году. Банкиры продолжают уверять, что на потребителях это никак не скажется. Так ли это?

— Да, действительно так. Процесс трансформации идет вслед за развитием технологий, коммуникаций, системы управления персоналом. Что лет 15—20 назад представлял из себя любой банковский офис? Мебель советского типа, техника ЭВМ…

— Суровые тетеньки за окошками, словно из сберкасс…

— Да, сотрудницы из такого же советского прошлого… Был неимоверный штат,  где почти половина занималась «бухгалтерией». На первом этапе трансформации многие процессы и операции были автоматизированы и упрощены. На втором, текущем, они централизуются. Соответственно изменяется внутреннее наполнение офисов. Сейчас в банковской сфере, можно сказать, происходит революция. Банки стали уделять больше внимания именно работе с клиентами. Идет перепланировка многих офисов, меняется внутренняя логистика, все делается для создания удобства клиентам. Очень серьезно за 10 лет изменилось и техническое оснащение офисов. Появились банкоматы, терминалы самообслуживания, электронные системы управления очередью, изменились сами рабочие места специалистов, программы. Изменился подход и в управлении, и контроле персонала. Сейчас не нужно иметь большую структуру управленцев в так называемой точке продаж. В итоге в целом повысилась эффективность и скорость работы. Поэтому в настоящее время вместо «тяжелых» филиалов появились «легкие» операционные офисы. Сейчас по большому счету ставки во всех банках стремятся к одному уровню, конечно, есть небольшая дельта, но очень важен вопрос сервиса. Именно он скоро будет определять решающее значение при выборе обслуживающего банка. Это один из показателей, который будет улучшаться и на который будут обращать все большее внимание. В перспективе нас ждет третий этап развития — активизация дистанционных каналов обслуживания, когда большое количество операций можно будет совершать через интернет, не посещая банк. 

Возрастная категория материалов: 18+